Чешский композитор Бедржих Сметана

Б Сметена12 мая 1884 года умер великий чешский композитор Бедржих Сметана (родился 2 марта 1824 года).

 

Рано пробудилось дарование Сметаны: шести лет мальчик выступил как пианист в публичном концерте, к восьмилетнему возрасту относятся его первые композиторские опыты. Сметана самостоятельно овладел музыкальными знаниями; только двадцатилетним юношей он начал систематические занятия под руководством видного чешского музыканта-педагога Йозефа Прокша, у которого он брал уроки в течение нескольких лет.

 

Восторженно приветствовал молодой музыкант революцию 1848 года. В дни пражского восстания он принимает участие в баррикадных боях, пишет марши для революционной национальной гвардии, создает «Торжественную увертюру», посвященную народной победе, и хоровую «Песню свободы». После поражения революции композитор эмигрировал в Швецию, где провел пять лет.

 

Вернувшись на родину, Сметана становится во главе прогрессивного национального движения в области музыкального искусства — организует хоровое общество («Глагол Пражский»), участвует в создании клуба музыкантов («Умелецка беседа») и национального оперного театра. В 1866 году появляется первая из его восьми опер и, вместе с тем, первая чешская классическая опера — «Бранденбуржцы в Чехии». Написанная на сюжет, относящийся к далекому историческому прошлому, она проникнута идеями народно-освободительной борьбы и национального возрождения.

 

В том же году под управлением автора впервые прозвучала знаменитая «Проданная невеста». Ярко народное произведение, напоенное чудесными самобытными мелодиями, искрящееся весельем, радостью, чисто народным сердечным юмором — «Проданная невеста» заложила прочную основу чешского реалистического оперного искусства. В 1870 г. «Проданная невеста» была поставлена в Петербурге на сцене Мариинского театра. В советское время она вошла в репертуар Ленинградского Малого и Киевского оперных театров (с 1937 г.).

 

В 1948 г. оперу поставил филиал Большого театра СССР и оперная студия Московской консерватории. Из последовавших за ней опер Сметаны наиболее известны «Далибор» — патриотическая музыкальная трагедия на сюжет народного предания — и «Либуше», также на легендарный сюжет, воспевающая могущество и славу чешского народа.

 

В возрасте пятидесяти лет Сметана полностью потерял слух. Это несчастье, особенно жестокое для музыканта, не сломило дух мужественного композитора. Подобно Бетховену, Сметана, несмотря на глухоту, продолжает творить и создает произведения, воодушевленные светлым, глубоким оптимизмом. В этот период им написаны вдохновенный цикл симфонических поэм «Моя родина», рисующий красоту и величие родной страны; замечательный струнный квартет «Из моей жизни»; обаятельные «Чешские танцы» для фортепьяно и ряд других сочинений.

 

Наследие Сметаны — «чешского Глинки» — отражает глубокую внутреннюю силу чешского народа; оно дышит беззаветной любовью художника к своей родине, жгучей ненавистью к ее поработителям и непоколебимой уверенностью в ее счастливом будущем.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |