Бюль-Бюль

Бюль-Бюль оперный певец«Бюль-Бюль» по-азербайджански означает соловей. Сына кожевника Мешади Рзы с восьми лет стали звать Бюль-Бюлем за то, что он замечательно подражал пению соловья. Его чудесный голос и способность, импровизируя, выводить трели на высоких нотах, подобно тому как это делали мастера народного пения, казались чудом. Мальчик уже в двенадцать лет стал знаменитым ханенде — певцом. Его знали не только в родных местах, Шуше и Гяндже, но и в Тифлисе и Ереване.

Впервые на сцене будущий оперный артист выступил в 1916 г. В 1920 г. Бюль-Бюль приглашен в только что созданную азербайджанскую государственную оперу.

«На сцену я пришел сырой, не имея представления о том, как надо петь с оркестром, надеялся больше на аккомпанемент тара. Ужасно раздражала меня дирижерская палочка, и я откровенно попросил М. Маго-маева... не мешать мне»,— вспоминает артист. После первых выступлений Бюль-Бюля в опере газеты писали, что он так и остался ханенде и не сделался оперным артистом. Но, услыхав русские классические оперы в хорошем исполнении, Бюль-Бюль понял, что ему надо учиться, и поступил в Бакинскую консерваторию. А затем Бюль-Бюль учился в Италии. Маэстро Ансельми очень удивился, что такой мастер, такой своеобразный певец вместо того, чтобы скорее завоевать славу и миллионы, мечтает сделаться «обыкновенным тенором»... Не нужны были Мамедову миллионы. На родине его росла молодая музыкальная культура. Ей необходимы были исполнительские силы.

Бюль-Бюль — первый исполнитель партий героев почти во всех азербайджанских операх. Многие музыкальные произведения азербайджанских композиторов создавались в расчете на мастерство выдающегося певца. Он первый исполнитель замечательных газелей Уз. Гаджибекова. Он помогал Ф. Амирову в создании симфонических мугамов, напевая их ему. Народный артист СССР, профессор Бакинской консерватории, хранитель лучших традиций азербайджанской народной музыки, Бюль-Бюль Мамедов неутомимо трудился до последнего дня своей жизни.

Т. Карыгшева

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |