Борис Годунов

Размышляя о природе трагедии, А. С. Пушкин заметил, что цель ее - человек и народ. Об этом же писал и М. П. Мусоргский: „Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере...”

 

Композитор сам написал либретто по пушкинскому „Борису Годунову”. Он тщательно изучал различные документальные материалы, внимательно вчитывался в „Историю государства Российского” Н. М. Карамзина. Но, конечно, основным источником была для него бессмертная трагедия, написанная Пушкиным в 1825 году. На ее основе Мусоргский создал оригинальный оперный сценарий.

 

Трагедия главных героев народной драмы разворачивается на широком историческом фоне. Смело рисует он характеры действующих лиц. Мятущийся Борис, сломленный под ударами больной совести, обреченный на гибель мнением народным. Пылкий Самозванец, рвущийся к власти, обуреваемый страстями. Мудрый Пимен, чьи беспристрастные, правдивые сказания пройдут „веков завистливую даль”. Марина Мнишек, гордая полячка, охваченная мечтой о московском престоле. Наконец, Юродивый с его беспощадной откровенностью и пророческими прозрениями. Лирика, трагедия, юмор свободно переплетаются в опере Мусоргского.

 

Главный герой ее - народ русский. По красоте звучания хоровая партитура „Бориса Годунова” мало найдет себе равных в мировой музыке. Особую силу придает ей национальная характерность, фольклорность, идет ли речь о скорбных причитаниях ,,На кого ты нас покидаешь” или о неукротимом размахе и стихийной мощи хора „Расходилась, разгулялась”.

 

„Представление окончилось торжеством Мусоргского: „Борис Годунов” имел положительный успех, - вспоминал один из современников композитора, поэт А. Голенищев-Кутузов. - Сцена в корчме, сцена у фонтана, в Кремлевском дворце и в особенности смерть Бориса произвели на слушателей поис-тине потрясающее впечатление...”

 

Однако отношение официальных кругов сделало свое дело, и постепенно опера исчезла из репертуара императорских театров. Лишь в 1896 году началось возрождение „Бориса Годунова”, когда он был показан в редакции и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова. Уже в наши дни новая инструментовка оперы была сделана Д. Д. Шостаковичем.

 

* * *

 

Многое заключает в себе и отражает музыка Мусоргского. В ней слышатся и простодушие и наивность Кольцова, и мудрость Пушкина, и щедринская издевка, и некрасовская острая боль и скорбная ирония, а в сущности русская неугомонная душа, которой и до жизни, и до смерти есть дело...

 

Б. В. Асафьев

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |