Живописец Йожеф Немет.

Йожеф НеметТворчество венгерского живописца Йожефа Немета удивительно целостно по своему стилю и мироощущению. В сущности - он художник одной темы, которая, варьируясь и обогащаясь, проходит через все его картины. Эта тема - люди родного края, крестьяне, накрепко связанные со своей землей, как бы составляющие с ней единое целое. Эта связь понятая Неметом глубоко и органично, составляет художественную атмосферу его полотен.


Немет родился и вырос в трудовой семье, учился в Академии изобразительного искусства у замечательного мастера Иштвана Сеньи, оказавшего решающее воздействие на формирование молодого художника. Позже он поселился в городе Ходмезевашархее - центре альфельдского края с его бескрайними степными просторами, широким и величественным пейзажем. Все это - воспоминания детства, уроки учителя, постоянно окружающая художника среда - определило характер искусства Немета, мир его образов, внутреннюю, а не поверхностную близость к народной жизни, к людям труда.


Человек всегда занимает центральное место в картинах Немета. При этом художника интересует прежде всего не индивидуальная психологическая выразительность персонажей, но их общность. Он подчеркивает в своих героях нечто устойчивое, непреходящее, словно за каждым стоят поколения людей, трудившихся на этой земле. Недаром одна из его картин называется "Вашархейская мадонна" - образ простой женщины-крестьянки обрел символическое звучание.


При всей простоте сюжетов и мотивов ("Пастух", "Стоящая девушка", "Женщина с коровой", "Старик с пилой"...)

 картины Немета монументальны по своей сути, по образному строю. Повседневные, обычные явления приобретают в его полотнах величественность, значительность, весомость. Крупномасштабность обычно плоскостно трактованных фигур, скупость деталей, обобщенное решение пейзажного фона, сдержанная, благородная простота колорита заставляют воспринимать произведения Немета как фрагменты фресок - их легко представить себе исполненными на стене здания, в архитектурной среде.


Н. Никитина. 1975 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |