В Доме творчества — плакатисты.

Советские плакатыВ Домах творчества Художественного фонда СССР ежегодно работают группы плакатистов. В Домах созданы хорошие условия для плодотворного труда. Организуются регулярные занятия рисунком, живописью в мастерских и на пленере, специальные лекции по вопросам плакатного творчества, что способствует созданию атмосферы дружеской взаимопомощи и принципиальной критики. Все это имеет для каждого участника группы большое значение.


Но, естественно, успехи у каждого весьма индивидуальны. Для уже признанных мастеров, много и активно поработавших в плакате, пребывание на базе - возможность, отрешившись на время от повседневной "текучки", полностью отдаться осуществлению давно задуманных планов. Именно в Домах творчества были созданы листы, экспонировавшиеся на многих выставках, получившие признание общественности, отмеченные наградами и премиями. Назовем, к примеру, плакатные серии москвичей Л. Непомнящего, И. Овасапова, Л. Ракова "Мы наш, мы новый мир построим", листы посвященные 9-ой пятилетке москвича Н. Чарухина, плакат В. Каракашева (Московская обл) "Во имя жизни нет войне!", лист Э. Шахтахтинской (Баку) "Будь первой в своем деле", плакаты о мире Ф. Кагарова (Ташкент), В. Парникова (Якутск), плакаты на санитарные темы Д. Карашкайте (Вильнюс)...


ПлакатыДля тех, кто начинает свой самостоятельный путь в искусстве, работа в группах - это прежде всего школа мастерства.

 

Именно здесь многие молодые графики пробуют свои силы в разных жанрах, определяют свои индивидуальные склонности. Чувство причастности к большому общему делу рождает уверенность в своих силах, формирует художественную индивидуальность. Не преувеличивая можно сказать, что Дома творчества вырастили целую плеяду молодых мастеров плаката. Здесь они получили путевку в большую творческую жизнь. В профессиональной среде расцвел своеобразный, тонкий талант якутского художника В. Парникова, проявилось яркое, оригинальное дарование туркмена П. Кадырова,окрепло мастерство литовца Л. Глуха, впервые в группе серьезно заявили о себе В. Зоммер из Душанбе, М. Чепукене из Вильнюса, Ю. Николаев из Чебоксар...


Особенно большую роль играют творческие группы в судьбе тех художников, кто живет и работает вдали от крупных культурных центров.


Обычно в группах работают мастера разных национальных школ, разных творческих направлений. Возникающие творческие дискуссии, обмен мнениями представляют обширный материал для собственных размышлений и выводов, создают благоприятную атмосферу, позволяя яснее видеть проблемы, стоящие перед каждым художником и перед всем плакатным искусством в целом.


Особое значение имеет обращение к плакату художников, работающих в других видах изобразительного искусства.

 

Например, удачными были дебюты в плакате живописца В. Твердохлебова из Казахстана, выполнившего интересную серию листов на санитарную тему; графиков А. Стоммы из Белоруссии, одессита А. Рыбалова, увлеченно трудившихся над плакатами об охране окружающей среды; казаха Р. Смагулова, представившего на выставку работы, посвященные Международному дню защиты детей и защите природы...


плакатыПовышение уровня мастерства, характерное теперь для состояния всего нашего плакатного искусства, позволяет усложнять и расширять программу и задачи плакатных групп. Наряду с возможностью повышения профессиональной культуры, в группах в последние годы выполняются конкретные задания: создаются плакаты для участия в тематических всесоюзных конкурсах, ведется работа над сложными политическими темами для издательств; готовятся произведения к Международным и Всесоюзным плакатным смотрам.


На недавно прошедших Всесоюзных конкурсах плакаты, выполненные в группах, в большинстве своем были признаны наиболее значительными по глубине раскрытия темы, оригинальности ее художественного воплощения. Это триптих "Досрочно!" Л. Антоновой и Л. Ракова, "Миру чистое небо" Н. Добросердовой, "Не для войны" О. Гречиной, "День Победы" О. Волковой (Москва), "Небо только для птиц" Б. Соколова (Ленинград), "Прекратить агрессию, защитить культуру" Э. Шахтахтинской (Баку), "Нет!" В. Бегларяна (Ереван) и многие другие. Ряд листов был принят к изданию всесоюзными и республиканскими издательствами. Некоторые из этих работ будут включены в число экспонатов советского раздела Пятой международной выставки плаката в Варшаве (1974).


Работа в Доме творчества дает возможность выйти из рамок узкой специализации, пробовать свои силы в других жанрах, раскрыть новые стороны своего дарования. Так, "чистый" украинский сатирик В. Решетов создал выразительные листы героического плана, посвященные международной солидарности трудящихся. Москвич Е. Каждан, ранее активно выступавший в основном в санитарном и рекламном плакате, работая в группе, начал создавать листы на остросоциальные темы.


В 1973 году в Дзинтари впервые работали плакатисты стран социалистического содружества. Вместе с советскими плакатистами трудились графики Болгарии, Венгрии, Кубы, Монголии, Польши, Югославии. Значение этой совместной творческой работы трудно переоценить. Она дала возможность каждому глубже узнать искусство друзей, изучить разные плакатные школы.


Иностранные коллеги с пристальным вниманием следили за работой наших плакатистов. Ведь замечательные традиции советского плаката оказывали большое влияние на публицистическую графику многих стран мира. Это накладывало на наших художников, работающих в совместной творческой группе, особую ответственность, и они стремились раскрывать самые важные и острые темы современности, создавать плакаты большого общественного значения.


Л. Рудакова. 1973 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |