Старейший художник Украины

Г. Островский 1957

 

Как ни многочислен отряд советских художников, мы не вправе забывать и о тех скромных мастерах, которые живут и работают вдали от крупных центров; и чем внимательнее будет отношение к ним, чем шире будет популяризироваться их творчество, тем богаче, интереснее и правдивее будет история советского искусства.

 

Недавно на Тернопольщине, в почаевском районном Доме культуры состоялась персональная выставка работ старейшего украинского живописца Ивана Федоровича Хворостецкого, на которой экспонировалось около 200 картин и этюдов, — творческий отчет художника перед своими земляками.

 

Ученик известных украинских художников А. Мурашко, И. Селезнева и М. Козина, Хворостецкий уже с 1915 года регулярно участвует в выставках. Его картина «Комсомолка на селе» (1927) — одно из первых в украинской живописи значительных произведений на советскую тему — была в свое время заметным событием в художественной жизни Украины. В 1928 году «Прачки» Хворостецкого экспонировались на Международной выставке в Венеции и были тепло встречены зрителями и критикой. Четверть века отдал художник педагогической деятельности, воспитав плеяду учеников, многие из которых стали ведущими мастерами советской украинской живописи.

 

С 1943 года Хворостецкий живет и работает на своей родине — в селе Юридики на Тернопольщине.

 

В своих произведениях художник остается неизменно сильным и молодым, в полном расцвете своих творческих и духовных сил, певцом родного края, чудесной украинской природы. Его пейзажи — это небольшие по размерам этюды, написанные, как правило, непосредственно с натуры, но по своей содержательности и значительности они приближаются к законченным пейзажам-картинам, в которых трепетная, изменчивая жизнь природы покоряет зрителя тончайшим лирическим очарованием. Широкие колхозные поля, холмы, перелески, деревни под снегом, нежная весенняя зелень, последний снег на опушке, изображенные в полотнах с легкой, почти акварельной фактурой, предстают перед нами во всей своей свежести и неповторимой красоте.

 

В оптимизме пейзажей Хворостецкого, в их искренней задушевной лиричности, в жизнерадостном, интенсивном звучании цвета ярко проявляется национальный характер его дарования. То, что создано художником за полвека плодотворного творческого труда, — это ценное достояние украинской реалистической живописи.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |