Он "Великий Умывальник..."

ЧуковскийШаржей на Чуковского существовало очень много. В. Маяковский, Ре-ми, М. Добужинский, Любимов, Ю. Анненков, П. Троянский, К. Рудаков, А. Арнштам, С. Чехонин, Кукрыниксы, Б. Антоновский, Бор. Ефимов, Б. Пророков, Б. Малаховский, Н. Радлов и другие его портретировали, - некоторые не один раз.


Для шаржистов внешность Чуковского была очень выигрышна.

 

 

Чуковский Корней,
Таланта хваленого,
В два раза длинней
Столба телефонного, -


так написал еще в 1902 году В. Жаботинский (друг юности).


Крупные черты лица, руки длинные с большими кистями, высокий рост, нос, прядь волос, которая свисает на лоб, - в нем было все интересно для карикатуриста.


Чуковского шаржировали и в "Сером волке", и в "Ниве", и в "Сатириконе", и в "Утро России", и в "Новом Сатириконе", и в "Уйди-уйди!", и в "Крокодиле", и в "Лукоморье"... Он с юмором и без обиды относился к карикатурам на себя.


"Приключения Крокодила Крокодиловича" (1919 г., Книгоиздательство Петроградского Совдепа) - первая детская книга К. Чуковского, в ней была размещена карикатура Ре-ми.


В основе этой поэмы шарж, гротеск, Ре-ми это прекрасно уловил. В первых рисунках Ре-ми все персонажи шаржированы - люди и звери (львы, крокодил, носорог, жираф, бегемот, волк, слон, ягненок, змеи, народ, городовые). Лишь Ваня Васильчиков был пощажен. Ваня - герой, у него суровое, решительное лицо, и художник над ним рисует полукругом птиц, как бы намекает на нимб.


Художник оставляет героя как бы вне насмешек. Но вот автор, который появляется под конец поэмы.


Нынче с визитом ко мне приходил -
Кто бы вы думали? - сам Крокодил.
Я усадил старика на диванчик,
Дал ему сладкого чаю стаканчик.
Вдруг неожиданно Ваня вбежал
И, как родного, его целовал...


На карикатуре автор настолько долговяз, что сидит, согнувшись пополам, и держит собственные ступни руками.


Дальше рассмотрим карикатуру Юрия Анненкова в "Мойдодыре" (1923 г., "Радуга" Пг. -М.). Вот что написано в дневнике Корнея Чуковского: " Как было трудно выжимать рисунки из Анненкова для Мойдодыра... я должен был ходить к нему каждое утро, будить его, стыдить, молить, угрожать, проклинать, - и в результате есть рисунок к "Мойдодыру"!


В этом рисунке тушью - со сплошной заливкой огромных бутс и туловища - портретируемого можно узнать сразу (шарж к двум посвящениям, автора - дочери, в начале книги). А вот, что на предшествующей страничке тоже шарж на Чуковского, - не сразу догадаешься. На этой картинке Чуковский в образе: он "Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр..."


В книжке "Закаляка" (1927 г., "Радуга", Л.) художник С. Чехонин шаржирует очень деликатно, так что можно подумать, что это портрет в цвете, а не гротеск. Но губы, но щеки, но нос - все выдает шаржиста...


Иллюстрируя "Телефон" (1935 г., "Сказки", Детгиз, М.), карикатурист К. Рокотав показывает, как Чуковскому с самого утра от телефонных звонков нет покоя. Лежа в постели, писатель говорит сразу в четыре трубки, а пятая лежит на одеяле и ждет ответа. А вокруг кровати стоят телефонные аппараты самых разных систем. Они могут зазвонить в любой момент.


Все работы можно перечислять очень долго. Тут карикатуры художников Н. Серебрякова и В. Курчевского из книги "Крокодил" (1964 г., "Малыш", М.), несколько шаржей Мая Митурича из книги "Приключения Бибигона" (1963 г., "Советская Россия", М.), шарж в книге "Телефон" (1966 г., "Малыш", М.) и мн. др.


С течением времени живой гротеск, который передавал иронию, умиление, насмешливость, лукавство, уступает место портрету доброго старичка-сказочника, который похож на К. Чуковского.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |