Левша и другие

Популярность и широкая известность Кукрыниксов-иллюстраторов, пожалуй, не меньше, чем Кукрыннксов — мастеров злободневного сатирического жанра.

 

Иллюстрации Кукрыниксов отличаются развитым сюжетом, ярко очерченными характерами, ясностью замысла, точностью композиционного построения. В этом смысле они последовательно и плодотворно развивают принципы и традиции русской классической школы иллюстрации П. Соколова, Вал. Серова, Д. Кардовского.

 

 Художников привлекают образы, созданные классиками русской литературы. Их излюбленные писатели — Горький и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Чехов. Этих писателей объединяют гуманистическая направленность творчества, протест против попранного человеческого достоинства. Поэтому закономерно обращение Кукрыниксов к «Левше» И. Лескова. Новая серия их иллюстраций вышла отдельной книгой в издательстве «Детская литература» в прошлом году.

 

Кукрыниксы остаются верными избранному ими методу иллюстрирования; они создали законченный цикл цветных рисунков акварелью, но «изменили» на этот раз своей излюбленной технике черной акварели. В заставках и концовках, предваряющих и завершающих каждую главу, в полосных иллюстрациях разворачивается веселый и озорной, лукавый и грустный рассказ о замечательном тульском умельце — косом Левше и стальной блохе.

 

Художники не ставили перед собой задачи полностью воссоздать реальную бытовую обстановку первой четверти XIX века, в которой разворачиваются события повести Лескова. В большинстве акварелей только намечены пространственные планы; ненавязчивые детали характеризуют эпоху, очерчивают место действия. Реально существовавшие исторические лица — Александр 1, Николай 1, легендарный герой войны с Наполеоном — генерал Платов, в рисунках Кукрыниксов наделены чертами реальными и конкретными, Не. в каждом из них подчеркнута какая-либо одна, самая яркая черта характера, что делает их образы гротескно-заостренными; каждый из них как бы играет свою, отведенную ему роль. Сатирическая характерность и условность поз, мимики, жестов, костюмов, яркий, локальный цвет напоминает о традициях народных сатирических листков, о народной игрушке.

 

Один из лучших листов серии — панорамно развернутая на зрителя улица Тулы, где огромные вывески с изображением знаменитых тульских самоваров, ключей и прочего заслоняют, даже придавливают лепящиеся друг к другу покосившиеся домишки, главенствуют над кремлем и маковками церквей. Шествующий по улице половой из трактира, полицейский, водовоз — все подробности провинциального быта создают подлинный образ русского провинциального города той эпохи, раскрывают художников как мастеров изобразительного рассказа.

 

С глубоким сочувствием и доброй улыбкой создан образ Левши — образ собирательный, в котором Лесков воплотил лучшие черты народного характера: талантливость и врожденную смекалку, бесхитростность и глубокий, нештатной патриотизм. Левша — единственный из героев повести, которого художники изобразили крупным планом, «портретно». Его образ, вынесенный на фронтиспис, предваряет сказ-притчу о русском умельце. Менее удались Кукрыниксам те сюжетные ходы, где сатира уступает место ноткам трагедийности, где ирония переплетается с грустыо, насмешливость — с больно и печально.

 

«Волшебником слова» назвал Лескова М. Горький. В его удивительном шедевре — повести «Левша» нерасторжимо и органично сплелись и единый монолит н народный юмор, и народная мудрость, и блеск писательской фантазии, и подлинные исторические факты, легшие в основу повести. «Левша» при всей его кажущейся простоте и незамысловатости — произведение многосложное и емкое. Путь к его иллюстрированию неоднозначен. И разные художники решали эту задачу по-разному. Кукрыниксы нашли свой ключ к иллюстрированию «Левши», создав яркую, красочную книгу, которая дарит радость и детям, и взрослым.


В. Любимова 1975 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |