Как в жизни и чуть-чуть иначе...

 

Татьяна НазаренкоХудожницей Татьяна Назаренко стать не собиралась. Ничто из окружения не предвещало ее пути в искусство. Конечно, в школе рисовала, но, по ее словам, обычно, как все.


Хорошенькая, живая, безусловно, артистичная натура, Таня мечтала о сцене. И когда все-таки после 4-го класса московская бабушка, человек чуткий и внимательный, настояла на том, чтобы рисунки внучки были показаны в московской средней художественной школе, Таня, не особенно заинтересованная в результатах, уехала в лагерь под Рязанью, где жила с родителями. Рисунки показались интересными. И ей предложили учиться в художественной школе.


Талант и отличная школа сделали свое дело. В Суриковском институте (Назаренко окончила его в 1969 году) Таня училась под руководством Грицая и Жилинского. В академических мастерских, где была написана ""Казнь народовольцев", ее руководителем был Коржев. Таня обо всех педагогах говорит с уважением и признательностью. Они же при всей разности индивидуальностей едины в мысли, что талантливая ученица была предельно строптива, сдвинуть ее с задуманного, когда речь шла о композиции, решении задачи, стоило больших усилий.


Татьяна Назаренко - индивидуальность ярко выраженная. Ни на кого не похожа. На любой выставке вы обязательно остановитесь около ее картин. Не потому, что они особенно броски или нарочиты. Нет. Но рамки обычных законов жанрово-повествовательной живописи для нее тесны. Она пишет "Проводы зимы" или "Новогоднее гуляние", больницу, где работает мать, или "Воскресный день" - отдыхающих на природе горожан...


В их основе - подлинные жизненные наблюдения. Все как в жизни, и все чуть-чуть не так. Сочетание внешне простого и странно необычного. На ее картинах вы видите предельно узнаваемую ситуацию и рядом образы, рожденные воображением; прозаическое следование факту событий, и тут же поэтически мечтательная, а иногда насмешливо-озорная или, наоборот, драматически насыщенная интерпретация сути происходящего. Назаренко близки и дороги многокрасочность, многообразность народного творчества, лукавый его юмор. И не случаен интерес художницы к отечественной истории, народной поэзии, к лубку. Наверное, потому так впечатляют ее картины, что каждая - открытие мира, осмысление времени, своего долга и места в нем.


Светлана Бестужева. 1977 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |