Художники в борьбе против фашизма

В пятом номере бюллетеня «Югославские новости» за 1975 год опубликован материал, посвященный творчеству югославских художников в период борьбы с фашизмом. Среди многочисленных художественных документов, отображающих события четырехлетней героической борьбы югославских народов за свободу, особое место занимают рисунки, графические листы, картины и плакаты, посвященные участникам войны.

 

 В первые дни борьбы многие художники, жившие в оккупированных городах, взяли в руки оружие. Работы художников являются красноречивым свидетельством того времени, когда решалась судьба Югославии и ее народа. По этим произведениям можно хорошо представить трудный путь, пройденный борцами за свободу.

 

На территориях, освобожденных от оккупантов, там, где жизнь постепенно нормализовалась, художники, писатели и поэты стремились к возрождению культурной жизни народа. Художник Божидар Якац был участником второй сессии Антифашистского веча народного освобождения Югославии, которое состоялось в 1943 году. В те дни художником был создан портрет маршала Тито, руководителя народно-освободительной борьбы, присутствовавшего на заседаниях веча.

 

Художник Николай Пи-рнат в своем рисунке «Сожженные дома» показал, как жестоко карали фашисты население.

 

Художник Пиво Кара-матиевич запечатлел образы партизан, в том числе партизанок — медицинских сестер, которые в годы войны проявляли героизм, спасая раненых.

Неизвестный художник в своем рисунке запечатлел образ народного борца Саво Ковачевича, героически погибшего в боях за Сутьеску, о котором народ сложил много легенд и о гибели которого сочинена песня.

 

Из многочисленных плакатов тех лет, призывавших население сел и деревень к борьбе за свободу, утверждавших веру в близкую победу над врагом, выделяется плакат «За счастье родины, за республику» известного художника Мило Милуновича.

 

Художник Мариян Детони в рисунке «Переход через Неретву» запечатлел переброску тяжелораненых из оккупированного района на освобожденную территорию. Чтобы обмануть бдительность врага, пришлось разрушить мост, а потом ночью его восста новить, чтобы перебросить раненых.

 

Многие югославские борцы против фашизма умирали вдали от родины в концентрационных лагерях. Об этом повествует рисунок «Гибель узника» художника Власто Копича.

 

В целом героическая летопись борьбы за свободу и независимость, за новую социалистическую Югославию отражена в произведениях тех лет, проникнутых духом оптимизма.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |