Искусство силуэта

силуэт Г  НАРБУТ  ЗаставкаИскусство силуэта было известно еще в глубокой древности. Греческая легенда рассказывает о том, что возникновением своим оно обязано дочери Дибутада, которая обвела на стене дома тень своего возлюбленного.

Многие древнегреческие вазы украшены черными профильными фигурами.

В начале XVIII в. мода на силуэты, возникшая во Франции, в короткое время перекинулась во все страны Европы, в том числе и в Россию.

Название свое силуэт получил в XVIII в. от фамилии Этьенна Силуэта — генерального контролера финансов при дворе Людовика XV.

Э. Силуэт, стараясь поправить расстроенные в то время финансовые дела Франции, провел реформы и даже предложил сократить расходы короля. За это он вынужден был уйти в отставку. Говорили, что единственным утешением для него осталось вырезать из бумаги черные фигурки, которые иронически стали называть силуэтами.

В XIX в. самой большой популярностью в России пользовались силуэты Ф. П. Толстого.

 Силуэт Н Ильин Зимний вечерФедор Петрович Толстой (1783—1873) — художник, скульптор и вице-президент Академии художеств, известен как наиболее значительный русский медальер. Но Толстой был также блистательным гравером и крупнейшим мастером силуэта. Много листов он посвятил бытовым сценам и охоте.

Черные фигурки привлекли и советских художников. Известны прекрасные работы Г. И. Нарбута, Е. С. Кругликовой и Н. В. Ильина.

Георгий Иванович Нарбут (1886—1920), помимо многочисленных силуэтов писателей, сценок из семейной жизни, создал силуэтный жанр в иллюстрациях. Его иллюстрации к басням Крылова «Спасенная Россия по басням Крылова» и «1812 год в баснях Крылова» выполнены просто, но с большим изяществом.
Совершенства в силуэтах достигла Елизавета Сергеевна Кругликова (1865—1941). Ее достижения в искусстве силуэта до сих пор можно считать непревзойденными. Наиболее интересны ее силуэты деятелей искусства.

С большим мастерством и вкусом оформил силуэтами произведения А. С. Пушкина и талантливый художник Николай Васильевич Ильин (1894—1954).

Многие художники-графики продолжают и в настоящее время с успехом применять силуэт при оформлении книг.

Е. Минаев

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |