Керамический факультет Вхутемаса

Важной главой истории советского художественного фарфора в 1920 годы является деятельность керамического факультета, который был основан в августе 1920 года при Вхутемасе по специальному постановлению Наркомпроса.

 

Возникновение такого факультета имело очень важное значение, потому что это была единственная высшая керамическая школа в стране.

 

Перед керамическим факультетом стояла задача подготовить художников, которые будут знакомы с технологией производства и смогут возглавить работу предприятия. Относительно этого были разработаны учебные программы и планы, рассчитанные на четырехгодичный курс обучения (к середине 1920-х курс обучения уже стал пятилетним). Интересно, что в учебном плане 1920/1921 г. художественных дисциплин было больше чем технических.

 

Практику студенты проходили на Дулевском фарфоровом заводе. Практике уделялось большое внимание. Студенты устраивали на заводе лекции и диспуты, с помощью рабочих осуществляли в материале свои дипломные работы, а также принимали активное участие в организации на заводе профессиональной керамической школы.


Керамический факультет Вхутемаса в 1921 году получил заказ на изготовление росписи фарфора, который предназначался как подарки для членов конгресса (в Москве проходил III конгресс Коминтерна). Этот заказ осуществляла бригада студентов, которой руководил О. Татевосян, на Дулевском фарфоровом заводе.

 

На конкурс были представлены пятьдесят один рисунок, из них отобрали двенадцать для исполнения и три премировали. 1750 изделий столовой и чайной посуды было выполнено в течение сорока дней. На эти все изделия ставилось специальное клеймо с изображением гончара, работающего на гончарном круге, и надписью: "Керфак. Вхутемас". Некоторые изделия "коминтерновского" фарфора за художественное исполнение были премированы Всероссийским производственным союзом работников искусств.


Из сохранившихся изделий этой серии можно отметить тарелку с росписью О. Татевосяна, которая выполнена в красных, черных, зеленых тонах, со стилизованными изображениями, которые символизируют освобождение Востока и надписью на арабском языке "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Условное построение композиции, агитационная тематика, колористический строй с использованием ярких цветовых контрастов, приемы исполнения росписи - все это говорит о традициях агитфарфора.

 

В 1928 году керфак влился в Вхутеин (Высший художественно-технический институт), а уже через два года, т. е. в 1930 году прекратил свое существование. За время своей деятельности керфак подготовил четырнадцать художников-керамистов.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |