Фарфоровая малая пластика Украины

скульптура малых форм УкраиныФарфоровая скульптура малых форм или малая пластика - оригинальное художественное явление. Она имеет все признаки станковой скульптуры, но в то же время это разновидность декоративно-прикладного искусства.

 

В фарфоровой пластике сочетаются средства художественного выражения объемно-пространственных и прикладных искусств. Благодаря этому фарфоровая скульптура имеет чрезвычайно широкие образно-выразительные возможности: объемность формы, роспись красками, многофигурность, сюжетность и т. д. 


Широкий арсенал средств художественного выражения в фарфоре издавна умело используют мастера этого вида искусства, создавая вещи глубокого социального звучания.


Стоит вспомнить, например, агитационный советский фарфор 20-х годов (расписанные революционными призывами, новой, советской эмблематикой тарелки; статуэтки, изображающие бойцов революции, строителей Страны и т. д.). 


В украинской советской фарфоровой скульптуре малых форм нашли художественное отражение события, связанные со строительством социалистического общества и успехами его развития. Созданы, в частности, образы красногвардейца, рабочего, колхозницы, пилота, пограничника, танкиста, пионера, космонавта, врача, балерины и других наших современников. Охотно работают художники над фарфоровыми композициями по мотивам фольклорных и литературных произведений.


Как нельзя лучше удаются в фарфоре - хрупком, пластично податливом материале - лирико-поэтические образы, композиции и произведения, отмеченные добрым, мягким юмором. Именно такого характера фарфоровые изделия пользуются особым вниманием. Наша художественная промышленность выпускает их больше всего. Среди них такие композиции, как, например, «Одарка и Карась» В. Щербины, «Балерины» А. Жникруп, «Сорочинская ярмарка» В. Трегубовой и М. Трегубова, и др.


Украинская фарфоровая пластика заметных успехов достигла в течение последних двух десятилетий. Именно в это время стали активно работать в области скульптуры малых форм специально подготовленные к такой работе художники. Расширялись тематика и художественно-выразительные средства, обогащался творческий опыт, повышался общий уровень художественного производства и авторитет фарфоровой пластики Советской Украине в целом.


В области малой фарфоровой пластики на данном этапе в республике работает небольшой, но достаточно производительный по объему выполняемой работы коллектив художников. Изготавливается скульптура в основном на двух художественных предприятиях - Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе и Коростенском фарфоровом заводе им. Ф. Э. Дзержинского на Житомирщине, где работают такие известные художники, как Оксана Жникруп, Владислав Щербина, Валентина и Николай Трегубовы.


Большой вклад в развитие фарфоровой пластики малых форм сделала своим творчеством О. Жникруп. Тонко чувствуя материал, она создает грациозные, художественно совершенные, фарфоровые статуэтки. Среди них преобладают женские образы - «Дебют», «Балерины», «Регулировщица», «Учительница», «Доктор» и др. Пластически изысканные скульптурки художница мастерски дополняет нежной, мягкой по тональности росписью. Последняя придает изделиям художественную выразительность и завершенность.


Более двадцати лет плодотворно работает в фарфоре скульптор В. Щербина. Для его творчества присущ постоянный смелый экспериментаторский поиск. Разнообразна тематика его произведений: гражданская война, индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства, мотивы фольклорных и литературных произведений, в частности произведений Н. В. Гоголя и других писателей. Высокую оценку и известность получили его скульптурные композиции «Дан приказ ...», «Землю крестьянам», «Лампочка Ильича», «Майская ночь», «Витязь» и др. Произведения В. Щербины отмечаются пластической напряженностью форм и выразительностью росписи.


Своеобразные приметы имеет фарфоровая пластика В. Трегубовой и М. Трегубова - художников-ветеранов Коростенского завода. Их скульптурные композиции, как правило, многофигурные, подчеркнуто декоративные, интенсивно расписаны цветом, в них отчетливо выступают лучшие традиции народного искусства. Широко известны такие их произведения, как «Тачанка», «Субботник», «Украинская свадьба», «Сорочинская ярмарка», серия композиций по мотивам «Лесной песни» Леси Украинская и др.


Фарфоровая скульптура малых форм - одна из самых интересных граней украинского советского искусства, ее создатели приносят людям радость и большое эстетическое наслаждение.


Василий Щербак 1976 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |