Объемно-пространственные композиции из стекла в интерьерах общественных зданий.

В начале 70-х годов в решении интерьеров развивается новое направление, в котором лидируют объемно-пространственные композиции из стекла с дополнением других материалов и максимальным выявлением специфических декоративных качеств избранного материала. Художник Б. Смирнов для оформления гостиницы "Невская" в Ленинграде использовал отдельные изделия художественного стекла, объединенные общим сюжетным замыслом. В одном из залов на стене размещены специальные витрины. На фоне блестящей меди, обработанной с выявлением красивой структуры, размещены композиции из белого хрусталя "Осень", "Зима", "Весна". Свободные композиции построены на сочетании различных по форме прозрачных сосудов, напоминающих красивые пропорции архитектурных деталей. Изредка поверхность тронута легкой гравировкой. В этих композициях использованы разнообразнейшие способы обработки стекла - свободное выдувание, налепы, грань, гравировка и т. д.


В композиции "Зима" алмазно-граневые подставки в виде конуса как бы переходят в силуэты самоваров, чашек, чайников и старой керосиновой лампы. Эти условные предметы размещены на четких геометрических конусах, создавая острый контраст форм, а типичная алмазная огранка напоминает хрустальную посуду.


Композиция "Весна" решена в другом плане: штоф и бутылки закреплены на медных стойках со свободно и легко обволакивающими их выдувными "балясинами". Из штофов как бы прорастают весенние ростки, на поверхности их выгравированы фигуры танцующих пар. Внутри каплевидных сосудов, составляющих композицию "Осень", традиционным гутным способом посажены фигуры петухов и кур с цыплятами.


Художник с большой фантазией и безупречным мастерством гармонично сочетает здесь все многообразие приемов использования стекла. Основная особенность композиций - это решение масштабности и интересной повествовательности, а главное - условности скульптурных изображений, очень близких к натуре. Автор блестяще сумел использовать свойства стекла; композиции "Осень", "Зима", "Весна" относятся к новым декоративно-архитектурным решениям, но они решены как витрины и не связаны органично с пространством, а противопоставлены окружающей среде.


Начиная с 70-х годов наметилось новое направление в искусстве стекла - переход к скульптуре, к свободным пластическим объемам.


Художники А. Степанова, Г. Антонова, С. Рязанова создали декоративную пластику для пансионата в Мисхоре. Архитектором был задуман интерьер со сложными геометрическими проемами. Поскольку интерьер выполнялся в цементе, то основная задача художников состояла в обогащении его цветом. Авторы отказались от витражных вставок и попытались создать внутренне связанную пластическую композицию, решающую пространство интерьера в целом. Элементы композиции нельзя воспринимать отдельно: художники хотели выявить в них ассоциации с морем, солнцем, югом, создав обобщенный образ природы со всем богатством ее фантастических форм и красок.


Для интерьеров нового здания МХАТа художником В. Шевченко созданы декоративные композиции, отличающиеся новой тектоникой, соразмерностью масштабов и форм архитектуры. Для произведений В. Шевченко характерен поиск новых монументальных форм изделий с переходом цвета внутри каждого из них, использованием богатых возможностей сульфидно-цинкового стекла.


Оригинальные композиции из стекла созданы художником А. Бокотеем для гостиницы "Тюмень" в Тюмени. Они воспринимаются как нескончаемое движение, не имеют прочных предметных наименований и определений, но ярко передают представление о красоте форм природы.


Художники стекла предлагают новые пластические формы из стекла. Так, таллинская художница Л. Лотт впервые создала крупную пластическую форму, склеенную из листового стекла. Эта декоративная пластика решена в виде распустившихся лепестков сказочного цветка, который как бы покоится на поверхности воды, отражаясь в ее зеркале. Лучи дневного света, преломляясь под разными углами в каждом отдельном слое стекла, создают особую эффектную игру света при любом освещении. Это произведение является как бы переходным этапом от скульптуры к фонтану.


Л. Е. Жоголь. 1978 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |