Интерьеры и мебель Фландрии в XVII столетия

В конце XVI века, в результате революции, Нидерланды разделились на две обособленные страны, дальнейшее развитие которых шло по-разному. В Голландии образовалась буржуазная республика.

 

Во Фландрии, оставшейся под властью Испании, господство сохранило феодальное дворянство. В искусстве страны XVII века ведущим становится стиль барокко. Прикладное искусство этого времени отличается эффектной торжественностью форм, сочным колоритом, выразительным орнаментом.

 

Раньше всего стиль барокко проявляется в оформлении церковных интерьеров, но вскоре новое становится заметным и в убранстве светских помещений. Дворцы правителей Фландрии, высшей знати, а отчасти и городского патрициата отделываются с большим великолепием, хотя и не достигают помпезности и яркой декоративности итальянских палаццо. Представление о типе богатого фламандского дома позволяет составить дом Рубенса в Антверпене, построенный в 1611 — 1618 годах.

 

Особенности климата во Фландрии, более сурового, чем в Италии, диктовали свои требования. В противоположность Италии, во дворцах и богатых домах, как правило, мы не увидим облицованных мрамором стен. Для отделки парадных залов и жилых покоев использовались профилированные деревянные панели, кожаные обои с тисненым узором, сначала испанские, а затем собственного изготовления, шелковые и бархатные итальянские ткани. Очень часто стены украшались шпалерами.

 

Во Фландрии в XVII веке были известны все типы парадной мебели, бытовавшей в Италии и Испании. Но изделия фламандских мастеров отличаются большей уравновешенностью пропорций, сдержанностью форм. Украшающая их резьба спокойнее, менее динамична и причудлива. Эти черты особенно заметны на примере двустворчатых кабинетов из черного дерева с сюжетной резьбой на фасаде и гравированным орнаментом на боковых стенках. В Эрмитаже и в ряде европейских музеев сохранилось несколько образцов подобной мебели.

 

Конструктивность форм, благородство пропорций и строгая элегантность силуэта подчеркиваются удачным расположением мягко моделированной резьбы. Значительного декоративного эффекта фламандским мастерам удалось достигнуть и в области гравировки. Черное дерево оказалось превосходным материалом для тонко разработанных растительных узоров. Скрытые за наружными створками выдвижные ящики и ниши отделаны черепахой, цветным деревом, костью, перламутром. Нарядность внутренних частей нередко усиливается полихромной росписью. Фламандские кабинеты были известны в других странах и особенным успехом пользовались в первой половине и середине XVII века во Франции.

 

Так же продуманны по пропорциям и спокойны по декору ореховые и дубовые массивные кресла с точеными ножками и высокими спинками, обтянутые тисненой кожей, шпалерами и вышивками с крупным растительным узором. Однако довольно часто в орнаменте деталей (например, в украшающих спинки стульев аркадах, состоящих из балясин) усматривается связь с мотивами, распространенными в Испании.

 

Н. Ю. Бирюкова

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |