Интерьер крестьянской избы на Русском Севере

Печь - основным элементом крестьянского дома. Глинобитные большие печи, у которых не было дымохода, с топкой по-черному (печь топили, и горячий дым из устья попадал напрямую в жилое помещение, тем самым нагревал его), ставили в курных избах.

 

В таких домах потолок был трапециевидный (скошенный по бокам) и очень высокий. Такая конструкция потолка и полки, которые находились по периметру дома, не давали возможности дыму опуститься ниже роста человека. Дым как бы отталкивался от этих полок и концентрировался под потолком. Полки были черные от сажи и дыма, их называли воронцами.


Однако уже во второй половине XIX столетия на Русском Севере начали строить избы с топкой по-белому. В таких домах было чисто, но не так тепло. Как правило, печь в крестьянских избах ставили устьем к фасаду дома. По диагонали от печи был расположен красный угол с иконами и божницей. Подпорожье назвали угол возле входа, а остальные два угла - шолнышный (бабий кут) и запечьный.


Бабий кут (шолныша) - здесь располагались различные полки для посуды, жернова, кухонная утварь, сюда раньше всего заглядывало солнце. В бабьем куту стояли столики на высоких ножках для приготовления еды. Многие устраивали специальные перегородки, чтобы отделить шолнышу от остальной избы. Очень часто в перегородку был встроен шкаф для посуды. Дверки этого шкафа открывались на две стороны (на сторону бабьего кута и на сторону избы).


Освещались избы в темное время лучинами, которые крепились в металлическом светце. Устанавливали светец в светечной скамье, чтобы угольки не падали на пол (доска скамьи выдалбливалась в виде небольшого корытца, в него наливали воду). Светец ставили в то место в доме, которое надо было осветить. Вставляли лучину в светец под углом 15 - 20 градусов (при малом наклоне она гасла, а при сильном - быстро сгорала).


Местом для сна служили лавки. Также спали на досках-полатницах на полу (днем их прятали на полати). Поперек половиц стелили постель на полатницах, т. к. вдоль половиц при обмывании клали покойников. Спали головой к иконам. На печках и на полатях спали в белых избах.


Практически в каждой крестьянской избе была летняя комната без печки - горница. Эта комната служила для приема гостей, обставляли ее "на городской манер" деревянными диванами, стульями, расписными буфетами. В горнице также висело зеркало, в простенках между окнами. Украшалось оно нарядными полотенцами.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |