Жизнь и подвиг Лины По.

Накануне лечащий врач распорядился:

 

Жизнь и подвиг Лины По— Давайте ей побольше хлеба!

 

Осторожно, превозмогая боль, молодая женщина протягивает руку к больничной тумбочке, ощупью находит ломтик хлеба, долго мнет его пальцами. Кажется, что-то получается. Осязанием проверяет слепленную фигурку...

 

Ну, конечно, это мышонок... А вот это — слоник.

 

Она еще слаба. Быстро устает. Часто задумывается: чем заполнить жизнь в нескончаемой ночи, как вновь быть полезной людям?

...Лина Михайловна По родилась в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в последний год прошлого века. Увлекалась музыкой и танцами, сочиняла стихи, рисовала и лепила. Ей все удавалось, но профессией выбрала балет.

 

С 1921 года Лина в Москве. Выступления молодой балерины и ее хореографические постановки тепло принимаются зрителями. Она часто берет в руки карандаш, чтобы запечатлеть интересную позу или поворот.

 

Каждый день заполнен музыкой и танцами. И ничто не предвещает необходимости совершить невероятное усилие, равное подвигу.

 

В 1934 году пришла беда. Лина тяжело заболела: паралич рук и ног, потеря зрения. Два года провела в больнице. Способность двигаться удалось восстановить, но осталась трагическая отметина — полная слепота.

 

Выйдя из больницы, она показывает свои первые, еще несовершенные статуэтки художнику М. В. Нестерову. Беспредельно требовательный во всем, что касается искусства, Михаил Васильевич одобряет ее работы. После встречи с ним Лина Михайловна еще ничего для себя не решила. Ей трудно поверить, что она вновь обрела место в жизни.

В ту пору Лина вместе с сестрами жила в Столешниковом переулке в коммунальной квартире. Она с трудом передвигалась. Мучили боли — последствие паралича. Но как только боли отпускали, талантливая женщина лепила. Просто так, для себя...

 

В тот день она никак не могла сосредоточиться. Из расположенной рядом комнаты доносился шум, веселый детский смех. Оказалось, сестра Лины показала соседским ребятишкам вылепленных ею зверюшек: юркого мышонка, забавного слоника, собачку. "Значит, мои работы могут нравиться, приносят радость", — подумала Лина Михайловна.

 

Гипс. Лина ПоТак начинается ее подвижнический путь в искусстве, длившийся 12 лет, до самой смерти. Она создает множество скульптур танцовщиц. Тут и отдельные фигуры ("Танец с покрывалом", "Пируэт"), и сложные композиции ("Гопак", "Восточная сюита"). В них привлекают точность передачи движений, лиризм и одухотворенность образов, ощущение праздника.

 

Удивительна по своему эмоциональному воздействию статуэтка "Прыжок". Женщина готовится к прыжку. Еще мгновение — и она полетит. В ее движении — гордость преодоления, стремление к счастью — черты характера самой Лины По. Искусствоведы относили "Прыжок" к лучшим произведениям современной пластики малых
форм. Сейчас скульптура находится в Третьяковской галерее.

 

Танцевальная тема главная, но не единственная в творчестве Лины По. В предвоенное время она много работает над изображением людей труда, создает скульптуры современниц: "Колхозница Галя", "Парашютистка", "Юная натуралистка Наташа К.".

 

В те же годы она вылепила два автопортрета — какой была в молодости. В автопортретах сквозит какая-то грустинка, затаенная печаль об ушедших днях...

 

Ее волнует образ Пушкина последних трагических дней жизни. Несколько лет Л. По готовится к этой работе. И вот в 1940 году скульптурный портрет готов. Бюст небольшой, высотой чуть меньше полуметра. Лицо обрамляют густые короткие волосы и бакенбарды. Резко очерченные надбровные дуги, плотно сжатые губы, выдвинутый вперед подбородок придают облику поэта взволнованность и напряженность.

 

Трудно понять, как могла слепая передать не только внешнее сходство, но и характер, настроение. Это подобно чуду. Бюст находится в Ленинграде, в квартире-музее А. С. Пушкина на набережной Мойки.

 

Лина По обладала редким даром "внутреннего видения", или, как говорят инженеры, пространственным воображением, доведенным до высокой степени совершенства. Лишенная зрения, она "видела" предметы в своем воображении ярко и трехмерно, как в объемном кино. Случалось, осязанием улавливала детали и тонкости, не замеченные зрячими скульпторами-профессионалами. В это нелегко поверить. Но так было.

 

Бронза. Лина ПоВ годы Великой Отечественной войны Лина По живет в Уфе, плетет маскировочные сети для танков, лепит фигурки башкирских женщин. А мысли заняты войной. Слепой женщине-скульптору непросто передать "грамматику боя, язык батарей". И, может быть, поэтому так поражают точность и динамичность ее скульптур военного времени:
"Юный снайпер", "Партизан", "Без крова", "У родного пепелища". Наиболее значительное произведение этого периода — "Женщина с биркой"("В фашистской неволе"). Женщина прошла через все страшное, что принесла война: потери, голод, плен, истязания. Но она не сломлена, не сдается.

В 1945 году, после Победы, художница создает примечательную по выразительности "Песнь ликования".  Классически строгая фигура женщины со знаменем символизирует счастье и устремленность в будущее.

 

Лину По отличали необыкновенное трудолюбие, желание остаться в строю, быть нужной. Она умела привлекать к себе сердца людей. Среди тех, кто помог ей в преодолении тяжелой болезни и в творческом становлении, были профессор Д. А. Шамбуров, художник М. В. Нестеров, скульптор С. Т. Коненков, академик В. П. Филатов...  Всех не перечесть.

 

Лина По пробуждала энергию в людях. Творила сама и вдохновляла на творчество других. Писатель М. М. Пришвин после знакомства с нею занес в дневник: "Шевельнулась в душе героиня моей будущей повести". А когда художницы не стало, он записал: "Она была борцом за достойную жизнь здесь, на земле... Что может быть больше того, чтобы слепая давала свет людям..."

 

В 1945 году Лина По вылепила бюст своего любимого писателя А. П. Чехова. Но что получилось? Есть ли сходство? "Я попросила друзей позвонить Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой и пригласить ее посмотреть мою работу,— рассказывала Лина По.

 

— В назначенное время она явилась. Холст с бюста был снят, в тишине начался просмотр...
Через две или три минуты я услышала не слова, нет, и не реплику, не критическое замечание и даже не восторженную сцену... Нет, я услышала сдержанный женский плач.
Это плакала народная артистка СССР Книппер-Чехова перед невысохшим бюстом вечно молодого, не успевшего состариться Антона Павловича".

 

Лина По умерла в 1948 году. Но ее искусство по-прежнему приносит радость людям. Ее жажда творчества, стремление быть нужной, несломленность тяжелым недугом вдохновляют на борьбу за достойную жизнь.

 

Б. Пятецкий

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |