Выдающийся мастер художественной резьбы

Ю.Корпанюк Художественная резьба по дереву является наиболее распространенным видом народного искусства на Гуцульщине.

 

Значительная роль в развитии этого искусства принадлежит талантливому мастеру из села Яворова Косовского района Ивано-Франковской области Юрию Ивановичу Корпанюку. За пятьдесят лет творчества он создал своеобразную школу мастеров художественной резьбы по дереву, разработал шесть видов оригинальной резьбы.

 

Для своих работ Ю.Корпанюк использует грушу, явор, сливу, черешню, реже - бук. Орнаменты его отличаются четкостью, выразительностью. Он оперирует значительным количеством всевозможных орнаментальных мотивов, используя геометрические и растительные элементы во всевозможных сочетаниях, что придает каждой вещи самобытность. Юрий Иванович обладает исключительным чутьем художника, умеет видеть и понимать красоту окружающей его живописной природы. Цветы из полонин - горных пастбищ - вот основной источник для его орнаментов.

 

Особенную прелесть всем вещам, которые делает Юрий Иванович, придает своеобразная инкрустация, для которой он применяет окрашенное дерево, перламутр, бронзу, использует старинный гуцульский орнамент.

 

Богатство узоров, красок, изящество отделки его вещей всегда радуют. Чудесны кассетки (прямоугольные шкатулки), рахвы (круглые шкатулки), бочивки (миниатюрные бочоночки), ложкари (коробки для ложек), погары (деревянные стаканы с инкрустацией), тройцы (подсвечники), всевозможные рамки и тематические блюда. Диаметр многих элементов инкрустации меньше одного миллиметра. Словно кристаллы светятся они на шкатулке и блюде, рассыпаясь фантастическим узором.

 

Такое соединение резьбы с инкрустацией и явилось дальнейшим развитием, совершенствованием самобытной гуцульской школы резчиков по дереву, основателями которой были Ю.Шкрибляк и В.Девдюк. Работы Ю.Корпанюка теперь считаются в Прикарпатье самыми совершенными. Да и не только на Гуцульщине, а далеко за ее пределами известны творения Юрия Ивановича. Достаточно сказать, что его произведения попали в число экспонатов музеев Львова, Коломыи, Киева, Черновиц, Ивано-Франковска, Москвы, Ленинграда, Бухареста, Варшавы и многих других городов.

 

В.Бабий. 1963 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |