Увлекательная игрушка

Анатолий Журавлев Молодой художник Анатолий Журавлев только начинает свою творческую жизнь. Ему недавно исполнилось 22 года, в 1962 году он окончил скульптурное отделение МХПУ им. М. И. Калинина. Первые шаги в избранной им области искусства привлекли внимание художественной общественности. Журавлев создал очень увлекательный игровой набор для детей, с которым мы знакомим читателей.

 

Как бы приглашая своих маленьких друзей участвовать в творческом процессе создания игрушки, художник назвал его "Сделай сам". К сожалению, это название было достаточно скомпрометировано в последнее время десятками шаблонных, безвкусных и просто безграмотных наборов, предлагаемых малышам различными ремесленниками. Но в данном случае "Сделай сам" точно соответствует смыслу игры, потому что ребенок сначала сам создает себе игрушки, а потом играет в них.

 

Остроумный игровой набор, созданный художником, - отрадное явление на фоне многих других игрушек, например, макетов картин (в разрезе) с совмещенными санузлами. искусственных аквариумов с заводными рыбками и т. п., которые сделаны настолько сухо, без выдумки, что начисто исключает занимательность, домысел, игровые и воспитательные начала. Эти игрушки ничему не учат ребенка. И он быстро охладевает к ним.

 

Свою игру Анатолий Журавлев сделал из дерева - древнейшего материала искусства, обладающего рядом замечательных свойств: своеобразной "теплотой", пластичностью, легкостью обработки и окраски, возможностью пользоваться в различных условиях. Работая с деревом, искусный мастер-игрушечник оживляет его, создает целый волшебный мир для ребенка. Игра "Сделай сам" построена в традициях народной игрушки. В основе ее лежит принцип сборки-разборки деталей, характерный, например, для матрешек, деревянной башни Кремля, кубиков, пирамид и др., то есть составление целого из частей. Поэтому игра служит еще и своеобразным конструктором.

 

ЖуравлевИзучая игрушки славянских народов, Журавлев обратил внимание на то, что у многих чешских деревянных птичек одинаковые туловища. Он решил не только воспользоваться этим принципом "стандартизации" деталей игрушки, выработанным народным искусством, но и развил его в своем произведении.

 

Колорит народной деревянной свистульки, несомненно, подсказал художнику и расцветку деталей набора, среди которых, может быть, многовато коричневых. Это следует учесть при промышленном выпуске набора.

 

Набор "Сделай сам" состоит из разнообразных стандартных деталей. В основу их "рисунка" положены обобщенные силуэты птиц. Тулово птиц имеет три основные форму: круглую, яйцевидную, вытянутую. Формы головок почти повторяют форму тулова, но в меньших размерах, в набор входят разной формы шапочки, шейки, клювы. Все детали взаимозаменяемы, очень хорошо продумана система отверстий в них.

 

Чтобы помочь малышам пользоваться набором, художник приложил к нему картинки. Образы в них стилизованы, обобщены, однако до такой степени, что в них без труда можно узнать характерные очертания определенных пернатых. Но практически из деталей игры можно создать значительно большее количество фигурок, чем показано на картинках. Сам художник собирает более 200.

 

Журавлев 2Многовариантность деталей дают возможность собирать, как вы видите на наших снимках, не только птиц, но занятные фигурки людей, зверюшек.

 

Взаимозаменяемость частей создает часто неожиданные эффекты. Пользуясь картинкой, ребенок может собрать индюка, петуха или журавля. Но вот он поменял детали и создает образ, подсказанный его фантазией. Перед ним уже не индюк или журавль, а какая-то невиданная, яркая птица на длинных ногах с маленькой головкой и широким клювом. Заменил детали еще раз, и на него дружелюбно смотрит веселый человечек. (Должна сказать "по секрету", что и взрослые с увлечением будут собирать фигурки из набора А. Журавлева).

 

Это делает игру не только увлекательной, но и дает возможность ребенку познавать мир, знакомиться с различными видами животных и птиц, играть в птичий двор и "в сказку" из им же собранных игрушек.

 

Набор "Сделай сам" был дипломной работой Анатолия Журавлева, его творческим отчетом за годы учебы в училище имени Калинина. Эту игру отметило первой премией и жюри конкурса Управления предприятий художественной промышленности и игрушек Мособлисполкома как удачный пример современной игрушки, созданной механизированным путем, но сохраняющей народный характер. Гривненский завод (Московская обл.) должен внедрить игру "Сделай сам" в массовое производство.

 

Сейчас Анатолий Журавлев работает в художественно-конструкторском бюро управления полиграфической промышленности Мосгорисполкома в должности художника-конструктора. Хочется пожелать ему дальнейших успехов в поисках новых форм, в создании красивых современных игрушек - одного из важных средств воспитания наших детей.

 

Н. Шкаровская 1963 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |