Ткачество.

 

ТкачествоТкачество играло важную роль в быту украинского народа. В процессе многовекового творчества сложились художественные традиции украинского ткачества, которые смогли придать этому виду народного искусства неповторимое национальное своеобразие. При единстве стиля украинское ткачество достаточно разнообразно в цвете, фактуре, материале и в характере рисунков орнамента.


По своему назначению ткани раньше разделялись на ткани для одежды и ткани домашнего употребления. Для тканья использовали льняную, пеньковую и шерстяную пряжу натурального цвета либо пряжу, окрашенную местными растительными красителями. Соответственно назначению ткани украшали различным орнаментом и изготовляли различной техникой тканья. В центральных областях Украины была распространена поясная женская одежда - плахта. Ткали плахты из разноцветной шерстяной пряжи, в основном способом "перебора", и украшали геометрическим орнаментом, уложенным в клетки. В украшении плахт народные мастера проявили богатство фантазии и изобретательность, создав бесконечное множество прекрасных рисунков. На Подолии и в западных областях Украины такой поясной одеждой были одноцветные и полосатые запаски, дополненные цветистыми фартуками. Плахты и запаски носили при помощи краек-поясов, очень разнообразных в отношении размеров, орнаментальных и цветовых решений.


Интересную группу изделий представляют тканые рушники, которые украшали жилье и использовались в торжественных случаях. Рушники (из высококачественной белой и красной пряжи) выполняли техникой переборного ткачества; при помощи такой техники создано множество разнообразных орнаментальных рисунков: звездочек, птиц, геометризованных веток и цветов.


Искусство художественного ткачества успешно развивается современными народными мастерами. Исходя из национальных традиций, народные мастера создают новые декоративные ткани, которые играют важную роль в декоративном оформлении сельских и городских жилых и общественных помещений. Так, по мотивам орнамента плахт, дегтяревские ткачи создали разнообразные ткани из хлопковой пряжи и искусственного шелка.


Портьеры, декоративные диванные подушечки, скатерти, выполненные мастерами фабрики "8 Марта" (с. Дегтяри) Прасковьей Олександренко, Марией Нелипой и другими, отличаются декоративностью, яркими красками. Мастера проявили знание материала, его свойств и возможностей.


Оригинальны тканые изделия фабрики "Перемога" (г. Богуслав Киевской обл.): коврики, налавники, скатерти, покрывала, портьеры и традиционные богуславские рушники. Они показывают, какого богатства композиций можно достичь умелым сочетанием простейших геометрических элементов орнамента, характер которого вытекает из особенностей технологии ткачества. В колорите богуславских изделий преобладают горячие тона, которые в сочетании с черным на белом или кремовом фоне создают прекрасную цветовую гамму. В этой простоте и своеобразии заключается секрет успеха произведений Ивана Нечипоренко, Григория Анджиевского, Сергея Нечипоренко и других мастеров.


Умело объединяя технику "перебора" с "выбором", мастер фабрики "XX років Жовтня" (г. Кролевец Сумской области) Иван Дударь, Анна Кошук, Анна Шабельник и другие добились прекрасных результатов в оформлении растительно-геометрическим орнаментом рушников, скатертей, салфеток, штор и т. д.


1968 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |