Современная керамика Узбекистана.

Керамика УзбекистанаОбыкновенные лавки, в которых продается керамическая посуда на базарах Самарканда, Шахрисябза, Катта-Кургана, Риштана, Коканда, Джизака, Хивы, Ургенча, зачастую напоминают маленькие музеи керамики.


В яркой декоративной красочности и узорчатости узбекистанского гончарства легко и свободно из века в век привычно выливается живая образность народного восприятия мира, насыщенного среднеазиатским накалом чувств. полного доброты и простосердечия. Эта декоративность , может быть, иногда слишком прямолинейная и откровенная, но никогда не теряющая здравого смысла и внутренней логики, является основой единых художественных принципов узбекистанской керамики.


Вместе с тем здесь, так же как и в вышивке, и в набойке, и в резьбе по ганчу и дереву, и в изделиях из металла, издавна сложились местные особенности, которые сохраняются и развиваются в наши дни, и иногда очень интенсивно.

 

 

Локальному своеобразию отнюдь не мешает тот обмен опытом, который происходит между мастерами различных школ.


Как центры гончарского искусства издавна известны в Узбекистане Самарканд, Гиждуван, Шахрисябз, Катта-Курган, Риштан, Ханки и Хива в Хорезме, Ташкент. С интересной керамикой мне удалось познакомиться и в Джизаке, и в Ленинске, и в Намангане, и в Ходжейли и Чимбае.


Во всех этих городах и селах гончары делают приблизительно одних и тех же форм. Это прежде всего блюдо, по-узбекски называющееся "ляган". Как бы по-новому ни был устроен быт современной узбекской семьи, знаменитый плов подают обязательно на керамическом блюде. По-особому хороши на цветном блюде и белые пшеничные лепешки, как они теперь часто подаются в чайханах. Керамические блюда - удобная и широко распространенная в местном быту столовая посуда.


В меньшем количестве, но также сравнительно широко делается коса - чаша на кольцевом поддоне для жидкой пищи - шурпы, мастовы. Иногда употребляется нимкоса или полукоса, то есть меньшая по размерам чаша. Керамические пиалы - совсем маленькие чаши для чая - делаются редко. Как нарядная, праздничная посуда формуется дукки-коса - чаша на невысокой ножке, в которой подают сладости, варенье, прохладительные напитки. Расписывается также хурма - сосуд с крышкой, похожий на нашу супницу; в ней хранится зимой варенье. Очень интересные образцы поливной керамики представляют собой шокоса - чаши. в два раза более емкие, чем коса. Оригинальнейшим видом таких чаш на небольшой ножке являются хорезмские бадии. Изредка покрываются цветными поливами небольшие узкогорлые кувшинчики для воды - офтоба.


Эти формы производятся по всему Узбекистану, хотя они и имеют специфические особенности и вариации, а в связи с этим иногда и иные названия в различных городах и областях.


Можно предположить, что исстари ведет свое начало и обычай настенной развески блюд. В некоторых самаркандских, катта-курганских блюдах делаются сейчас заранее, до обжига, два отверстия, в которые продевается шнурок для подвески.


Как правило, гончарная посуда сейчас в Узбекистане покрывается готовой, покупной свинцовой глазурью, обычно ровно ложащейся на самый пористый и грубо отделанный глиняный черепок. Некоторые мастера до сих пор приготавливают свинцовую поливу сами. Глазурь употребляется и бесцветная, прозрачная, и подкрашенная, чаще всего зеленого и желтого тонов.


Вместе с тем в некоторых местах, например в Хорезме, широко применяются поташная (щелочная) полива - "ишкор", изготавливаемая гончарами путем пережигания определенных растений. Поташная полива может быть прозрачной и глухой, в последнем случае в нее добавляется олово. Окислы меди, подмешанные в глазурь с оловом, придают ей ту особой красоты зелено-голубой окраску, которую принято называть бирюзой. В зависимости от количества олова бирюзовая полива может быть более или менее прозрачной, полупрозрачной. Тогда сквозь нее будет просвечивать роспись, нанесенная прямо на черепок.Этот прием использован в хорезмийской бирюзовой керамике с черной росписью.


Глухая оловянно-поташная полива, застывающая молочно-белым слоем на поверхности черепка, является прекрасным фоном для синих кобальтовых росписей типа "чини". Эта глазурь, ровно как и бирюзовая, применяется иногда в Риштане. Кобальтовый узор частот наносится на белоангобированную посуду, которая покрывается или свинцовой, или поташной поливой.


Керамику со свинцовой поливой принято называть полуфаянсом или майоликой, а с оловянной - фаянсом. Однако современные узбекистанские гончарные изделия с глухими и полупрозрачными оловянно-поташными поливами трудно назвать фаянсами, так как черепок их слишком порист, весом и груб.


Народная керамическая посуда делается из местных гончарных глин. А им повсюду свойственны неповторимые цветовые оттенки и некоторые особенности пластических свойств, что придает обаятельное, хотя иногда и трудно уловимое своеобразие самому черепку глиняной посуды разных мест.


В Узбекистане гончары, как правило, покрывают посуду перед росписью ангобом - глиняной обмазкой из высокосортной огнеупорной белой и красной глины. Ангоб называют "астар", что значит "подкладка", то есть фон для узора. Как правило, ангоб и полива с наружной стороны покрывают сосуд приблизительно до половины. Нижняя часть стенок и дно остаются терракотовыми.


В качестве красителей в узбекистанской керамике издавна применяются окись железа (красный и буро-красный до коричневого цвета), окись марганца (от черного до розово-фиолетового цвета), окись меди (зеленый цвет), окись сурьмы (желтый цвет), кобальт (сине-голубой цвет). Некоторые из этих красок еще до сих пор приготавливаются вручную, кустарным способом ( из железной и медной стружки, например). Однако сейчас все более широко употребляются покупные готовые красители. Ангобные краски получают путем смешения с раствором огнеупорной глины.


В наши дни распространены в основном три традиционные техники декора: калями - свободное нанесение орнамента кистью, басма - различные типы штампа, впитывающего краску, чизма - гравировка орнамента по ангобу.
Характер узорного декора узбекистанской керамики определяется растительно-геометрическим орнаментом, получившим блестящее развитие в национальном искусстве.


В одних областях до сих пор особенно любят одни цветовые сочетания, а в других - другие. То деление, схематично говоря, на керамику голубых тонов и на керамику коричнево-зеленых тонов, которое существовало в гончарном искусстве XIX - начала XX века, в общем сохраняется и сейчас. К первой принадлежит керамика Ферганской долины, Хорезма и Кара-Калпакии, ко второй - керамика Гиждувана, Джизака, Самарканда, Катта-Кургана, Шахрисябза, Ташкента. При общем колористическом сходстве существует большое различие в принципах декора между риштанской и хорезмийско-кара-калпакской керамикой.Это различие связано со специфическими локальными особенностями искусства в этих областях, с историческим своеобразием развития Ферганы и Хорезма.


Керамика второй группы более едина. Мастера городов Зеравшанской и Кашка-Дарьинской долин находятся в относительно большем взаимодействии. Однако даже при довольно близком сходстве принципов декорировки и мотивов орнамента различные школы и тут сохраняют свой, местный, особенный аромат.


Ташкент принадлежит, в общем, к последней группе, но в наше время занимает несколько особое положение. Как школа керамического искусства Ташкент исторически выдвинулся относительно недавно, лишь в XIX веке. Однако сейчас, в силу своего положения - столицы республики, он стал центром поисков новых путей развития керамики.


Л. Жадова. 1963 г.

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |