Скульптура малых форм в Украине

Скульптурные изделия из керамики небольшого размера в литературе об искусстве и в художественной практике принято называть скульптурой малых форм, настольной скульптурой, мелкой пластикой. Эти и другие термины употребляют при рассмотрении майоликовых скульптурных изделий, которые в современной художественной керамике Украины образуют интересную и важную группу с точки зрения искусства.

 

Керамическая скульптура известна в Украине с давних времен. Археологи и искусствоведы доказали, что на территории Украины скульптурные изделия из глины уже в IV - III веке до н. э. отличались яркими художественными качествами. В науке сложилось мнение, что старейшие скульптурные изделия имели ритуальное и магическое значение. Но некоторые ученые на основе исследования новых археологических материалов пришли к выводу: скульптурки из глины уже в то далекое время существовали как произведения искусства.


На протяжении длительного исторического развития скульптура из керамики подвергалась существенным изменениям формы и содержания. Искусствовед О. Тищенко отмечал, что во времена Киевской Руси "ритуальные статуэтки постепенно переосмысливались, что дало начало бытовому и сказочному жанру в этой сфере, или превратились в игрушки". Сформированные еще в период Киевской Руси основные виды керамической скульптуры (статуэтки животных, птиц, людей) развивались в украинском декоративно-прикладном искусстве, видоизменяясь на протяжении многих веков и до нашего времени.


Сегодня в украинской майолике продолжают жить почти все традиционные группы скульптурных изделий, конечно, изменившие свое содержание и форму относительно практических и эстетических потребностей общества. Например, в наше время изготавливают скульптурки-свистульки, которые ранее были игрушками. Сейчас такие изделия не выпускаются как игрушки.

 

Мастера керамисты лепят их с отверстиями-свистками и в наши дни. Но теперь они, как и статуэтки, исполняют только эстетическую функцию, утратив утилитарное предназначение. В связи с этим, больше чем раньше, уделяется внимания их художественно-образному содержанию, декоративной выразительности. Теперь они мало чем отличаются от скульптурных статуэток и имеют такое же предназначение. Поэтому и рассматривать их нужно вместе со статуэтками как одну группу.


В наше время получили развитие многофигурные майоликовые композиции. Сложные многофигурные скульптурки - новое явление в украинской керамике. Оно появилось в советское время и связано с именем известного украинского советского народного мастера Ивана Гончара. В Украине появились скульптурные рельефы, главным образом в виде настенных пластов, что тесно связано с поисками художественной общественностью решения проблем синтеза в архитектуре и образотворческом искусстве.


Главная задача всех видов майоликовой пластики - украсить интерьеры жилищ и общественных зданий, сделать их эстетично полноценными и художественно выразительными. В связи с распространением туризма скульптурные майоликовые изделия играют важную роль как национальные сувениры.


Учитывая принципиальные различия между круглой скульптурой и рельефной, выясняется, что рассматривать эти основные виды майоликовой пластики нужно отдельно.

 

Более разнообразной, художественно интересной и многочисленной является круглая или объемная скульптура, которая беспрерывно развивается на протяжении многих веков и имеет давние традиции.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |