Резная кость Византии

Большое распространение получает в Византии искусство резьбы по кости. Диптихи, пиксиды (коробочки), ларцы, украшенные рельефами, занимают витрины в залах Эрмитажа. Один из частых мотивов в работах косторезов — изображение цирковых сцен. Их можно увидеть и в шедеврах эрмитажной коллекции.

 

На костяной пластинке — створке диптиха — изображен консул Ареобинд, который подает сигнал к началу заказанного им для народа представления (эпизоды спектакля с участием артистов, дрессированных животных и т. д. показаны рядом, в нижней части пластины).

 

На выставке имеется и целый диптих (обе створки) с изображением цирковых сцен. Подобные диптихи заказывались по случаю избрания нового консула. Посылая их знатным лицам, консул извещал о получении им высокого и почетного звания. Внутренняя сторона пластин гладкая, ее покрывали воском и могли использовать как записную книжку, процарапывая на воске текст, а затем стирали его, когда он был уже не нужен. В рельефе на другой стороне бойцы с дикими животными показаны в поединке с пантерами и львами. Несмотря на условность композиции (отсутствие реального пространства, перспективы, множественность точек зрения и т. д.), сцена великолепно доносит динамику боя, передает напряженные усилия бойцов и яростное сопротивление животных.

 

Переполненное динамичными фигурами пространство, разнонаправленные, встречные движения, упруго изогнутые тела борющихся, резкие, иногда сломанные под углом линии копий — все создает впечатление бурного действия. Живо и выразительно подмечены и переданы жесты и эмоции людей, характерные повадки и нрав животных. Обе пластины содержат одно и то же изображение, но имеются и небольшие отличия (линия почвы под всеми фигурами бойцов обозначена лишь на правой створке), что позволяет усмотреть здесь руку двух разных исполнителей.

 

Ю. Г. Шапиро

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |