Разговор об игрушке

Большая группа художников Комбината прикладного искусства МОХФа работает над образцами игрушек для промышленных предприятий Москвы и городов Российской Федерации. Коллектив художников-игрушечников ищет новые образы и формы в игрушке.

 

Разговор об игрушкеМногие новые темы, подсказанные жизненными событиями наших дней, вовлекают художники в мир игрушек.

 

Огромную популярность приобрела кукла "Космонавт" художницы Э. Фадеевой, выпускаемая большим тиражом уже в течение ряда лет. Любим детьми и яркий игрушечный трактор с разными прицепами (художник В. Егоров). Среди новых предложений есть современный порт из нескольких десятков строительных деталей, фигурок и машин из дерева (авторы Ю. Сергеев и А. Суренков), миниатюрный "Космодром" Л. Мананниковой.


Хорошо работает группа художников-кукольников Н. Захарова, Э. Фадеева, И. Манухина. Все шире становится круг охватываемых ими "сюжетов": здесь и разные народности, и сказочные герои, и куклы строительница, школьник.

 

В творчестве этих авторов ценны попытки лаконичными средствами своего жанра придать образную окраску каждой игрушке. Все куклы подвижны, легко принимают выразительные позы. И главное - они лишены слащавости, кукольной красивости, а сделаны с улыбкой, теплотой.

 

Разговор об игрушкеДавно отказались художники Комбината от натуралистической, "муляжной" трактовки игрушек из животного мира. Они ищут своеобразной пластики в фигурах животных, декоративных приемов раскраски, что позволяет сопоставить их игрушку с малыми формами декоративной скульптуры.


Г.Куприянов предложил серию детских карнавальных масок из папье-маше, красочных, фантастичных, веселых - красное солнышко и голубая луна, олень с золотыми рогами и краснокожий индеец. Эти маски не идут ни в какое сравнение с унылыми, однообразными и натуралистическими "лисичками" и "кошечками".


В.Визина сделала любопытную серию деревянных фигурок "Цирк". Фигурки двигаются, им можно придать разные позы, напоминающие упражнения цирковых акробатов. В формах вещей, в отделке дерева и в росписи проявилось тонкое чувство материала, которым владеет автор, и связь с народной токарной игрушкой.


На внутренних выставках в Комбинате мы всегда с радостью отмечаем успехи художников, но по-прежнему новый художественный образец игрушки при внедрении в массовое промышленное производство встречает неодолимые препятствия.


Каковы особенности творчества художника, создающего игрушки? Как раскрывается понятие "игрушка есть произведение искусства"? - вот основные вопросы.


Разговор об игрушкеЦенность игрушки не только в ее внешних художественных качествах, но в том, насколько она пробуждает творческую активность у ребенка, побуждает его к деятельности, развивает в нем эстетическое отношение к миру. Такова общая социальная и эстетическая задача искусства игрушки. Эту мысль высказали многие художники.


Художница Л.Чага: "Я все больше и больше убеждаюсь, что игрушка должна рассматриваться не просто как "произведение искусства", а прежде всего с точки зрения ее "функциональности", то есть игрушка подводит ребенка к жизни, активизирует игру..."


Художница И.Манухина: "Для меня всегда главное назначение игрушки - возбуждение творческой деятельности ребенка. Ничем, как маленькой игрушкой, нельзя больше развить это в детях".


Поэтому, прежде чем приступить к непосредственному решению художественной формы, автор должен продумать, как его игрушка будет участвовать в игре ребенка, чем заинтересует его. "Вдумчивый анализ "функциональной" стороны игрушки - залог успешного решения вещи в целом", - сказал художник-конструктор Е.Розенблюм.


Благодаря такому подходу Ю.Сергееву и А.Суренкову удался проект деревянной игрушки "Ракета".

 

Она состоит из многих конструктивных элементов, которые собираются в разные композиции.

 

 Художники предлагают эскизы нескольких вариантов сборки и еще многие остаются на долю воображения ребенка.


Таких проектов, к сожалению, немного. Преобладают игрушки традиционные, "одновариантные". Ограничен и подбор предметов, включаемых в сферу работы художника.

Разговор об игрушке
Современные ребята все больше увлекаются игрушками техническими и спортивными, им нужны игрушки для коллективной игры, но их нет в производстве, их нет и среди новых моделей.


Почему так происходит? "Потому, что долгое время считалось, что кукла - это предмет искусства, а спортивные игрушки - нет. Пугались вопроса: что же мяч, лопатка тоже объект творчества художника?


Но есть художники, которые считают, что сделать удобную красивую лопатку для ребенка - задача, достойная художника.


Создание технической игрушки, причем не только мелкой, но и крупной, с помощью которой ребенок мог бы не играть "понарошку", а реально приучаться к труду и активному действию, - сейчас самая актуальная задача. К ней кроме художников нужно привлечь инженеров, архитекторов, дизайнеров.


Какая игрушка больше привлекает ребят и верно направляет их развитие - модель настоящего предмета или условная, лишь напоминающая реальную вещь, - этот вопрос также обсуждался.


Было высказано мнение, что детям нужно давать для игры вещи, близкие к настоящим и по размеру, и по внешнему виду, и по устройству, например орудия труда, инструменты, машины. Ведь они хотят действовать практически, как взрослые. Но по представлению художницы Л.Чаги неправильно предлагать детям "модели вещей" в качестве игрушек. Ребенку надо дать возможность "довообразить", иначе игрушка ему будет скучна.


Разговор с игрушкойПедагог О.Соловьева поддержала мнение Чаги. "Хотя действительно ребенок в игре воспроизводит деятельность взрослых, но в особом, очень обобщенном виде, поэтому педагогика возражает, например, против игрушечных наборов парикмахерских или медицинских инструментов, копирующих настоящие.

 

Подобные вещи не активизируют детскую фантазию".


Как выяснилось, сейчас никто не может ответить достаточно четко и обоснованно на вопрос, какие же именно игрушки наиболее интересны и полезны детям?


Художники Комбината прилагают много усилий к созданию образцов игрушек, удовлетворяющих требованиям и педагогики и эстетики. Но где гарантия, что они сохранят свои достоинства, пока пройдут весь долгий путь от мастерской художника до магазина "Детский мир"?


О трудностях, которые испытывают предприятия, выпускающие игрушки, говорил главный инженер Московского завода "Малыш" М.Жандаров. Главная из них - отсутствие хороших материалов. Предприятия, выпускающие игрушки, снабжаются сырьем и красителями в последнюю очередь, к тому же самого низкого качества или просто отходами. Механизмы для заводных игрушек громоздки и плохо работают, детали для кукол грубые и некрасивые, звуковые механизмы все на один лад.


Кардинальным средством для преодоления всех этих трудностей Е.Шатхин считает создание крупных специализированных предприятий и централизацию руководства производством игрушек. Но многие художники возражали против "гигантомании" в производстве игрушек, мотивируя тем, что игрушка не нуждается в очень больших тиражах. Гораздо важнее выпускать разнообразные изделия сериями, часто обновляя ассортимент.Разговор с игрушкой


Чтобы требовать от художников создания многообразных по жанрам и образной характеристике игрушек, нужно создать необходимые условия для их творчества. Комбинат, работающий по заказам предприятий, лишен возможности делать встречные авторские предложения. Нет у художников-игрушечников опытного производства, где можно было бы шире развернуть творческую работу и наладить выпуск новых оригинальных игрушек небольшими пробными сериями. В дальнейшем лучшие из них послужат образцами для массового тиражирования.


Важно привлечь к созданию образцов игрушек большее число художников, специалистов смежных профессий, заинтересовать молодежь, оканчивающую художественно-промышленные училища. Иначе невозможно добиться перелома в художественном облике этой большой отрасли промышленности.


Л.К. 1965 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |