Николай Михайлович Зиновьев

ЗиновьевНиколай Михайлович Зиновьев (1888 - 1979)

 

В 1924 году группа художников-энтузиастов, бывших иконописцев, организовала в Палехе "Артель древней живописи". Это были мастера старшего поколения палешан, среди которых в 1926 году начал работать и Николай Михайлович Зиновьев. Он был потомственным иконописцем.

 

В то время Н. Зиновьеву было 37 лет, за его плечами был уже большой жизненный опыт, сложный и трудный путь в искусство.

 

Он родился в 1888 году в деревне Дягилево, в трех километрах от Палеха. Окончив Палехскую школу иконописи, стал мастером-иконописцем и до 1917 года писал иконы.

 

 В свободное время занимался рисунком с натуры, писал этюды, лелея мечту стать художником-живописцем. В первые годы советской власти он с большим энтузиазмом писал портреты вождей революции для различных общественных организаций и выполнял всевозможные живописные работы.

 

Придя в "Артель древней живописи", Н. Зиновьев быстро овладел искусством лаковой миниатюры и вскоре стал одним из ведущих мастеров.

 

Им создано большое количество миниатюр на сюжеты произведений русских и советских писателей, многие его работы посвящены былинно-песенным и сказочным мотивам, но чаще всего художник черпал материал из окружающей деревенской жизни.

 

Н. Зиновьев - художник большого диапазона. Его интересовала не только миниатюра на папье-маше, но и роспись фарфора, работа по слоновой кости, по пергаменту и другим материалам. Он иллюстрирует книги, пишет большие декоративные панно, расписывает стены в комнатах сказок дворцов пионеров в Ленинграде, Москве, Ярославле, Рыбинске, Иванове и ряде других городов, участвует в восстановлении настенных фресковых росписей Успенского собора в Московском Кремле, руководит восстановлением и реставрацией лакового кабинета "Монплезира" в Петродворце, уничтоженного фашистскими захватчиками.

 

Все творчество Зиновьева пронизано духом новаторства, поисками новых изобразительных средств, развивающих и совершенствующих традиционные формы искусства древнерусской живописи. Своими находками и достижениями он делится с товарищами по работе, главным образом с молодежью, с учащимися Палехского художественного училища, где Николай Михайлович работает преподавателем с 1928 года.

 

В 1956 году ему присвоено звание заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1978 году Николай Михайлович Зиновьев стал Героем Социалистического Труда.

 

1963 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |