Кружева Фландрии XVII столетия

Одним из наиболее характерных видов фламандского художественного ремесла XVII века являлось кружевоплетение. Его зарождению немало способствовало высокое развитие культуры льна.

 

Кружева с геометрическим узором, шитые и особенно плетеные на коклюшках появились во Фландрии уже в XVI столетии. Но расцвет этого производства падает на XVII и XVIII века. Фламандские кружева отличались необыкновенной тонкостью именно благодаря качеству нитей, изготовлявшихся из льна, который выращивался на полях Брабанта. Нити прялись в сырых подвалах специально для того, чтобы кудель оставалась влажной и давала возможность выпрядать эластичную, тонкую, как паутина, почти невидимую глазом нить. Пряхами бывали обычно молодые девушки и даже маленькие девочки, так как для этой работы требовались нежные руки и тонкое осязание.

 

В XVII веке во Фландрии производится несколько разновидностей кружев. Так, в городе Бенш появляется тончайшее кружево, получившее по месту изготовления название «бенш». Его орнамент, образованный плотным переплетением нитей, совершенно лишен рельефа. К концу столетия отличительной особенностью кружева бенш становится также своеобразный рисунок сетки фона, напоминающий мерцающие звездочки снежинок — так называемый снежный фон.

 

Узор кружев бенш, представлявший вначале густорасположенные, но несложные стилизованные растительные мотивы и даже близкие к народному искусству изображения птиц и мифологических персонажей, в дальнейшем усложняется: в нем возникают свойственные орнаменту стиля барокко крупные фантастические цветы и листья, причем декоративный эффект увеличивается благодаря появлению всевозможных узорных сеток фона. Очень близкие по технике и орнаменту кружева плелись и в Валансьене. В отличие от Италии во Фландрии преобладали плетеные кружева. Более легкие и воздушные, они были лишены рельефа, придающего изделиям массивность и делающего орнамент более сочным, осязаемым.

 

 Поэтому если особенности итальянского барокко, стремившегося к подчеркнуто выразительным, объемным орнаментальным формам, нашли блестящее выражение в пышных, декоративных, рельефных гипюрах, то более сдержанные и умеренные проявления этого стиля, свойственные искусству Фландрии, отразились не менее характерно в легких, отмеченных большим изяществом узорах фламандских кружевниц.

 

Н. Ю. Бирюкова

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |