Ковроделие

КовроделиеКовроделие на Украине достигло своего развития еще в давние времена. На протяжении веков сложился и выработался национальный стиль украинского ковра. Наиболее типичными для Украины являются гладкие ковры с растительным и геометрическим орнаментом, выполненные вручную на вертикальных или горизонтальных деревянных станках. В ранних коврах основа и уток были шерстяные. В XIX ст. для основы ковров брали льняную или пеньковую пряжу, а для утока - шерстяную. Такие ковры часто выполняли "гребенковой" техникой с использованием способа "дерканья", который заключается в частой смене разноцветных ниток. Приятные оттенки разного цвета получали, окрашивая шерсть растительными красителями, благодаря чему ковры поражают прежде всего исключительной гармонией колорита.


Лучшие ковры - киевские ковры, датированные началом XIX ст., выразительные, необычайно богатые в колорите, полтавские и сюжетные подольские, среди которых особенно интересны ковер начала XIX ст., названный "Людские слезы", а также волынские и гуцульские ковры.


Украинское ковроделие при всем его стилевом своеобразии имеет значительные локальные различия. Так, подольским коврам свойственен растительно-геометрический, полтавским - пышный растительный, а гуцульским - геометрический орнамент.


При декорировании ковров возникла своеобразная ритмика из звездочек, розеток, нарастающих ромбовых фигур и других геометрических мотивов, из чудесных рисунков растительного орнамента - стилизованных цветов, деревьев, сказочных птиц, которые создают прекрасные орнаментальные композиции.


К сожалению, имена народных мастеров, творцов этого прекрасного искусства, нам неизвестны, как неизвестны вообще фамилии большинства мастеров народного искусства досоветского времени.


В начале XXст. искусство традиционного ковроделия на Украине приходит в упадок; его вытесняет фабричное ковроделие, более дешевое, но значительно худшее по своим художественным качествам.


В советское время искусство украинского ковроделия не только возрождено, а и значительно расширено и усовершенствовано. Производство ковров приобрело государственное значение.


ковроделиеВ тесном творческом содружестве с художниками народные мастера создают новые ковры - тематические, которые отображают нашу действительность. Особенно показательный в этом отношении тематический ковер "Советская Украина" художников Марии и Ивана Литовченко, выполненный мастерами фабрики "8 Марта" с. Дегтяри Черниговской области. Мажорная гамма красок, оптимистическая сюжетная часть ковра - все подчинено показу расцвета УССР. Много своих произведений советские ковровщики посвятили Ленину.


В современных коврах традиционные формы растительно-орнаментальной композиции часто увязываются с советской эмблематикой. Примером могут быть ковры "Серп и молот", "Герб Украины", ковер со звездочкой и другие, выполненные полтавскими ковровщицами фабрики им. Клары Цеткин.


Художниками Марией и Иваном Литовченко и дегтяревскими народными мастерами создан также монументальный ковер, посвященный Тарасу Григорьевичу Шевченко. В этом произведении сюжетная часть ковра удачно объединена с орнаментом.
Хорошо зная орнамент, нежные мягкие краски, умело найденные пропорции рисунка характерны для полтавских ковров, созданных по эскизам художников Надежды Бабенко и Леонида Толстухи. Не уступают своим искусством полтавским и ковры, созданные мастерами фабрики "8 Марта" на Черниговщине. Лаконичные по композиции, приятные в цвете, эти ковры отличаются подлинным мастерством.


Интересны и разнообразны произведения мастеров с. Глиняны Львовской и г. Косова Ивано-Франковской области. Это - гладкие ковры, вереты, пушистые лежники (шерстяные одеяла), а также ворсовые ковры, украшенные орнаментом геометрического характера. Они отличаются ритмично расположенными выразительными узорами, жизнерадостным колоритом.
На Украине создались определенные этнографические районы, в которых с древних времен занимаются изготовлением ковров: в частности, на Полтавщине - в Решетиловке, Опошне, Санжарах; на Винничине - в Клембовке; В Ивано-Франковской области - в Косове; на Львовщине - в Глинянах. Название ковров происходят от места их изготовления: полтавские, подольские, гуцульские и другие.


1968 г.

 Больше про ковроделие

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |