Изразцы из мечети Биби-Ханым

В Эрмитаже имеются изразцы из знаменитой соборной мечети Биби-Ханым, являвшейся центральным сооружением целого архитектурного комплекса (перед ее фасадом слева и справа на площади располагались еще малые мечети).

 

Биби-Ханым (название связано с именем одной из жен Тимура) строилась по приказу Тимура как величайшая мечеть мира. Она вмещала одновременно десять тысяч человек — все взрослое мужское население столицы. Строительство велось днем и ночью. Были привлечены тысячи рабочих, включая мастеров из других стран. Для перевозки огромных глыб камня Тимур велел использовать девяносто пять слонов, присланных из Индии. В 1404 году, всего через пять лет после начала работ, мечеть, на сооружение которой были затрачены огромные средства (вся добыча индийского похода), была закончена. В дальнейшем, во время одного из землетрясений, колоссальные колонны мечети рухнули, здание было разрушено. Однако даже руины мечети (см. фотографию в зале) производят огромное впечатление, являясь величественным памятником культуры прошлого Средней Азии.

 

Уже со времени правления Тимуридов (наследников Тимура) государство начинает приходить к упадку. В XVI и последующих веках этот упадок усиливается. Феодальная раздробленнось и междоусобицы тормозят развитие Средней Азии, все более превращая ее в отсталый район, в дальнейшем привлекающий к себе колонизаторов.

 

Большой раздел выставки, посвященный культуре Средней Азии XVI — XIX веков, содержит разнообразный материал, в частности этнографический. Он дает представление о достижениях народных мастеров, которые и в период упадка страны, в условиях жесточайшего гнета, сохраняли оригинальные и самобытные черты национального искусства. Выставлены замечательные туркменские ковры, в том числе знаменитые текинские (теке — название одного из туркменских племен). Эти вещи, игравшие в быту кочевых народов огромную роль, имели различное назначение (ковры-завесы, закрывавшие вход в юрту, молитвенные коврики, дорожки, ковры, которыми покрывали пол, чувалы — ковры-мешки для хранения и перевозки одежды, торбы — небольшие ковры-мешки, где хранили мелкие предметы, и т. д.).

 

 

 Ю. Г. Шапиро

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |