Фарфор советской Украины. Часть вторая.

Фарфор советской Украины. Часть первая.Делегатка.

 

Новый этап в развитии украинского фарфора наступил в 30-е годы. Подъем социалистической промышленности обеспечил улучшение материальной базы предприятий, что способствовало повышению производительности труда. За годы довоенных пятилеток продукция фарфоровых заводов Украины в три раза превзошла уровень 20-х годов.


Большое значение для развития художественного фарфора имело постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций".


Она мобилизовала художников страны на выполнение задач социалистического строительства.


На фарфоровые заводы пришли новые художники, вооруженные методом социалистического реализма. Вместе с ними украинский трест "Фарфор, фаянс, стекло" развернул большую работу по пресечению производства наиболее устаревших и антихудожественных фасонов посуды.


В 1930 г. в Киеве было организовано ассортиментное бюро, которое начало систематически изучать материалы по качеству, ценам и разнообразию фарфоровых изделий. Тогда же была проведена специализация заводов треста, закрепившая за каждым из них выпуск определенного ассортимента. В частности, Баранивский завод специализировался на производстве чайной и столовой посуды; Коростенский - столовой; Городницкий - чайной посуды и скульптур; Довбышский и Полонский - чайной посуды. Это способствовало техническому усовершенствованию производственного процесса и повышению художественного уровня продукции.


Однако работа над новыми формами посуды, особенно предназначенной для массового выпуска, двигалась еще достаточно медленно.


Освоение их в значительной степени задерживало производственный процесс, что было не выгодно предприятиям.


На Барановском заводе конструкции старых столовых сервизов, совершенствуемых поколениями опытных мастеров, отмечались довольно высокой культурой формы. Однако во внешнем виде их остались следы буржуазно-мещанских вкусов. Барановские мастера постарались избавиться от сложных приставных деталей, покореженных лепных ручек, рельефных украшений и т. п. Результатом этой работы был оригинальный столовый сервиз "Восьмигранный". Предметы его характеризовались лаконизмом и тонко прочувствованными пропорциями.


Основной ассортимент чайно-кофейной посуды состоял еще из старых фасонов. Правда, на некоторых заводах работали уже над созданием новых моделей. В частности, интересной была попытка городницкого скульптора Ю. Гаврилюка предоставить предметам чайного сервиза "Юбилейный" (1937 г.) формы, близкой к народной керамики.
Для отделки массовых изделий фарфора в 30-е годы применялись преимущественно механические способы декорирования: аэрограф, трафарет, печать и штамп. Дорогая посуда, кроме того, украшалась ручной росписью. Почти на всех заводах использовалась декалькомания. Орнамент был, как правило, растительный. Изображались цветы - розы, тюльпаны, хризантемы, незабудки, лесные колокольчики, подсолнухи, брусника, виноград. Трактовка их была малодекоративной. Некоторые орнаментальные мотивы, особенно букеты роз, от частого употребления становились назойливыми, банальными.


М. Котенко. Дубовый листХорошие рисунки для трафарета выполнялись М. Котенко. В 1934 г. он работал на Киевском заводе керамических красок, где создавал образцы декора для других предприятий Украины. Его рисунок "Дубовый лист", которым украшался чайный сервиз Довбышского завода, может служить примером лучших тенденций тех лет в отделке посуды растительными мотивами. Он был простой, скромный, наносился аэрографом. Декоративный эффект достигался умелым использованием контраста между темно-синим листком и белой поверхностью фарфора.


В рисунках Н. Котенко, особенно в изображении снегирей на ветке дерева или в полете, чувствуется тонкое понимание природы. Иногда он вырезал одноцветные трафареты на тему басен Л. Глебова. Их использовали для украшения кружек на Барановском и Довбышском заводах.


Над выполнением тематических рисунков в декоре посуды кроме М. Котенко плодотворно работали художники Павел И Петр Иванченко, А. Сорокин, О. Ярош, Ю. Гаврилюк, Б. Сандомирский, М. Романюк, П. Мусиенко. Они вносили в орнамент новые элементы, творчески используя советскую эмблематику, создавали рисунки для трафаретов на темы механизации сельского хозяйства и развития промышленности.


Характерными примерами тематического декорирования посуды могут служить росписи чайных сервизов "Эскадрилья" Ю. Гаврилюка (Городница) и "Флотский" П. Мусиенко (Довбыш), юбилейные кружки Барановского завода, украшенные изображениями парашютистов, пионеров, портретами Т. Г. Шевченко, красными флагами , пятиконечными звездами и надписями.


Агитационную функцию выполняли тарелки Коростенского завода, которые выпускались для предприятий общественного питания в 1932 г.


Своеобразной формой агитационного фарфора были тематически-декоративные вазы. Уже тогда начала зарождаться тенденция посвящать их выдающимся событиям современности, памятным датам. Однако ограниченное понимание реализма в декоративно-прикладном искусстве нередко приводило к натурализму. Портреты выдающихся советских людей, выполненные на вазах О. Яроша, В. Циндрею, П. Иванченко, были сухие, фотографические.


И. Украинец. Миргородский керамический техникум.В 30-е годы художники стали применять в росписи фарфора узоры народного искусства. В музее Довбышского завода хранится чашка, украшенная бортовым орнаментом, выполненным по мотивам полтавских вышивок художницей В. Панащатенко. На том же предприятии с помощью трафарета наносились на посуду узоры П. Иванченко, построенные по мотивам росписи украинских хат. На Полонском заводе художница Г. Моисеева обращалась к узорам ткачества Волыни. Использование народных традиций, хотя и ограниченное в то время заимствованием готовых узоров, положительно сказалось на дальнейшем развитии фарфора. Оно приучала художников к экономности художественного языка, придавало изделиям национальную окраску.


Фарфоровая пластика 30-х годов органично влилась в общее русло развития украинской советской скульптуры того времени. Создатели ее шли в решении идейно-тематических задач нога в ногу с мастерами монументальной и станковой скульптуры. Последние также вносили свой вклад в развитие художественного фарфора. Об этом свидетельствует ряд работ выдающихся украинских скульпторов Ж. Диндо, Б. Кратко, Г. Теннера, Г. Петрашевич.


В 1930 г. Городницкий завод выпустил серию статуэток Ж. Диндо "Делегатка", "Посудомойка", "Жница". С ними в украинскую фарфоровую пластику вошли новые образы советских женщин-тружениц и общественных деятелей. "Делегатка" представляла собой творческую переработку одноименной скульптуры автора. Ломая давнюю традицию, сложившуюся в фарфоровой скульптуре - предоставлять образам женщин кукольную красивость, Ж. Диндо создала реалистичный образ делегатки, умело соединив в нем типичные черты крестьянки-активистки с неповторимой индивидуальной привлекательностью молодой женщины. Ее прочная фигура имеет выразительный лаконичный силуэт и монументальную форму. Статуэтка "Посудомойка" изображала молодую работницу, которая бережно переносит составленную горкой посуду. Характерная одежда того времени - платок, блузка и короткая юбочка, прикрытая грубым фартуком, - уточняет типичные черты работницы. Статуэтка привлекает четкой конструктивной формой.


Образы, созданные Диндо, были очень популярны. Их даже копировали для украшения других массовых изделий. Так, в 1931 г. завод выпускал комплекты из двух вазочек для цветов, одна из которых разукрашивалась барельефным изображением "Делегатки", а вторая - "Делегата", доработанного ей в пару самодеятельным заводским мастером.


Главный центр производства фарфоровой скульптуры находился на Городницком заводе.Тематический диапазон ее был достаточно широк: портреты, бытовые сцены, рабочие, колхозники, национальный типаж народов СССР, воины, летчики, пионеры - целая галерея образов, взятых из жизни. Желая как можно шире внедрить скульптуру и рельеф в быт народа, городницкие мастера употребляли их для украшения разнообразных вещей: пепельниц, чернильниц, пудрениц, туалетных коробочек. Круглая пудреница с барельефным изображением значка ГТО на покрышке (музей Городницкого завода) служит характерным примером этой тенденции.


При создании таких вещей главное внимание было направлено на раскрытие скульптурного образа, а не на выявление их утилитарной формы и функций. Таким образом, пепельница или чернильница превращались в настольную скульптуру. Так, чернильница Ю. Гаврилюка "Смерть фашизму" (1931 г.) была выполнена как декоративно-символическая скульптура красного всадника, пронизывающего мечом гротескное чудовище со свастикой на животе.


Ю. Гаврилюк и Р. Марчук были в то время ведущими скульпторами Городницкого завода. Ю. Гаврилюк создал интересные медальоны с портретами В. И. Ленина и Г. И. Петровского, бюст Т. Г. Шевченко. Воссоединение западноукраинских земель в едином Украинском Советском государстве он отметил созданием образа пожилой гуцулки, которая взволнованно читает в газете сообщение об этом знаменательном событии ("Гуцулка", 1939 г.). Ю. Гаврилюку принадлежит также ряд скульптур анималистического жанра: "Бульдог", "Овчарка", "Пинчер", "Белый медведь" и другие.


В творчестве Раисы Марчук нашла воплощение тема интернациональной дружбы народов. Особенно привлекают глубокореалистичные образы "Испанец с ребенком". Ее "Клоун" - одна из немногих тогдашних фарфоровых скульптур, в которой умело использованы декоративные качества фарфора и росписи. Жизненно правдивые черты имеют анималистические произведения Марчук "Пеликан", "Белочка с орехами".


Над образами фарфоровой скульптуры работали также некоторые художники Довбышского, Полонского и Коростенского заводов. К их лучшим работам можно отнести "Авиамоделистку" и "Грузинку" Т. Токаренко (Коростень), "Свинарку" О. Яроша (Довбыш), "Молочницу" Г. Моисеевой (Полонное).


Характеризуя в целом фарфоровую скульптуру довоенного времени, следует отметить стремление создателей широко отразить советскую действительность в ее типичных проявлениях. В поиске реалистичных средств создания образов они опирались на опыт мастеров станковой и монументальной скульптуры, недооценивая при этом богатые своеобразные возможности фарфора как художественного материала, а также росписи. Итак, достижением фарфоровой пластики довоенного времени была ее тематическая насыщенность; недостатком - недостаточная декоративность.

 

Фарфор советской Украины. Часть третья.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |