Фанагорийские фигурные сосуды

В 1869 году в районе Тамани, на месте, где находился в древности крупный центр Боспора - город Фанагория, во время раскопок одного из курганов в женском захоронении конца V века до н. э., в числе прочих находок были обнаружены прекрасные фигурные сосуды аттической работы.

 

 Греки, жившие в далеких черноморских колониях, не порывали связи с родиной, с обычаями и верованиями своего народа. Многочисленные вещи, созданные в Греции и привозившиеся на Боспор, были близки и понятны этим людям при жизни и поэтому укладывались в захоронения, сопровождая их в загробный мир.

 

В эрмитаже находятся хорошо сохранившиеся фигурные сосуды, которые отличаются поразительным совершенством исполнения. Один из них изображает золотокудрую богиню любви и красоты Афродиту, появляющуюся из полураскрытой раковины. Интересны также сосуд в виде фантастического существа Сирены (полуптица-полуженщина) и великолепный фигурный сосуд в виде сфинкса.

 

Образ сфинкса, заимствованный еще в VII веке до н. э. в Египте, несколько переосмысляется греками. Крылатое чудовище (в Египте его изображали без крыльев) с львиным туловищем, с головой и грудью женщины, превращено создателем фигурного сосуда, мастером конца V века до н. э., в существо, полное очарования и красоты. Задумчивые мечтательные голубые глаза, пламенеющий румянец щек, алые губы, нежная белизна тела, вьющиеся локоны волос и драгоценности — золотая диадема на голове и три нити ожерелья на шее — рисуют живой, чувственный, обаятельный женский образ. Черты женщины органично сочетаются с чертами птицы и льва — фантастическое существо кажется конкретным и одновременно таинственным, загадочным.

 

Разнообразие и богатство красок, их нарядное сочетание, применение позолоты и т. д. позволяют, рассматривая фанагорийские сосуды, представить себе раскраску греческой скульптуры, почти не сохранившуюся до наших дней.

 

Ю. Г. Шапиро

 

 

 

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |