Декоративно-прикладное искусство Армении

В июне 1974 года в Выставочном зале Союза художников в Ереване проходила Республиканская выставка декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство АрменииПервое, что бросалось в глаза, - многообразие видов, жанров, техник. Второе - количество новых имен мастеров. И третье - разнообразие творческих устремлений, идей и предложений.

 

Наиболее очевидное свойство той выставки - своего рода "прислоненность" работ к изобразительным искусствам - скульптуре и живописи. Керамика в подавляющем большинстве представляла собой декоративную скульптуру, сосуды-скульптуру, панно-рельефы. Здесь зрители встретились с мастерами - Р.Симонян, Р.Шавердяном, С.Шавердяном, Э.Берояном, В.Атаняном. Интересны были декоративные композиции, рассчитанные на экстерьер, - работы А.Бдеяна, Д.Бабаяна, И.Бабяна, В.Согомоняна: их адрес - городское пространство.

 

Во всех материалах художники работали над декоративными панно, предназначенными для интерьера. Они изобразительны, но рельеф, цвет и рисунок подчинены задаче организации среды, носят поэтический,нередко - символический характер. Можно отметить керамические рельефы с легкой, акварельной по характеру росписью работы К.Мкртчяна, пласты из шамота с изображением птиц Н.Габриелян, небольшие панно, построенные на сочетании двух материалов: латунные - вставленные в шамот - А.Хачатряна, керамические - вставленные в дерево - Г.Гарукяна. Гарукян показал и ковер-натюрморт, своего рода нитяную картину - на выставке в этом жанре выступили также А.Паронян и М.Паремузян. Следует особо отметить развитие декоративного текстиля - он принял форму современного гобелена, панно различных видов и техник, аппликаций из меха (Л.Григорян), батиковых картин (С.Шавердян). Двумя интересными гобеленами на выставке был экспонирован К.Егиазарян.

 


К декоративным панно примыкают некоторые посудные формы, в частности блюда. Среди них выделялись керамические блюда Г.Галстяна с матовыми росписями на античные сюжеты, полусферические с эффектом восстановительных глазурей К.Шатворяна, металлические чеканные блюда Б.Петросяна, в частности, "Женщина, играющая на дудке перед гранатовой ветвью".


Отдельной темой на выставке было ювелирное искусство. Оно ощутимо разделилось на два русла: с одной стороны - повтор традиционных форм серебряных украшений, с другой - поиски нового, учет требований современного костюма. В группе первых выделяется Ж.Чулоян, вторых - Ж.Мазлумян.


Из художников, связанных с промышленностью, показали свои работы мастера Хрустального завода в Арзни - С.Гаспарян и К.Погосян.


Выставка стала событием в жизни Еревана. Постоянно было много посетителей, она привлекла внимание прессы, о ней говорили по радио и телевидению. Интерес общественности лишний раз доказал, ка много значит декоративно-прикладное искусство для людей, как велика его роль в жизни.


Н.С. 1974 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |