Бронзовый котел

Среди памятников в Эрмитаже привлекает внимание огромный бронзовый котел — уникальное произведение литейного искусства. Тимур, покровительствовавший духовенству и при случае стремившийся показать, что он особо почитает святых, приказал отлить из бронзы котел для мечети-мавзолея в Ясы, где был похоронен местный святой Ходжа Ахмед Ясеви.

 

Несмотря на гигантские размеры котла (диаметр два м сорок пять см, а общий вес две тысячи кг), его тулово с рельефными украшениями отливалось в один прием с помощью сложной формы, состоявшей из восьми частей.

 

Подставка выполнена отдельно, так же как и припаянные вокруг тулова выступы (декоративные и являющиеся основанием ручек). Форма ручек напоминает очертания лотоса. Рельефные узоры и арабские надписи, подобно кружевной сетке, украшают сверху наружную часть стенок, располагаясь в три яруса. В верхнем указано, что котел предназначен для воды и является даром Тимура мечети Ходжи Ахмеда. В средней строке, помимо десятикратно повторенной фразы „Будь благословен“, обозначено, когда изготовлен котел (26 июня 1399 г.) и имя его создателя (Абдал-Азиз, сын Шараф-ад-Дина Табризи), иранского мастера, выходца из Тавриза. В нижней полосе несколько раз повторено: "Царство принадлежит Аллаху".

 

По обе стороны от котла находятся два из четырех больших бронзовых подсвечников, исполненных по повелению Тимура для той же мечети Ходжи Ахмеда. Они созданы в 1392 и 1397 годах другим пленным иранским мастером — Изз-ад-Дином из города Исфахан.

 

В том же зале представлены разнообразные мозаичные и расписные изразцы, широко использовавшиеся в грандиозных архитектурных сооружениях времени Тимура. С конца XII века все шире начинают применять обожженный кирпич, что обеспечило сохранность надземной части сооружений на многие века. Появляются и поливные изразцы, которыми в тимуровское время богато украшают порталы, служившие декоративным оформлением мечетей.

 

Ю. Г. Шапиро

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |