Богородская игрушка

Богородская игрушкаБогородские резные деревянные игрушки с несложным движением и декоративная скульптура - кузнецы, клюющие курочки, гусары, кони, тройки, медведи, олени и многие другие - давно уже завоевали известность.

 

Село Богородское, расположенное среди лесов в 22 км от Загорска, славится замечательным промыслом, который связан с истоками русского народного творчества и является одним из самых старинных в Подмосковье.

 

В каждом доме села Богородского можно найти резные изделия, сделанные из дерева мягких пород простым богородским ножом "с маху", с колена, лишь по предварительной зарубке. Сочетание различных видов порезки создает исключительное богатство орнаментации неокрашенного дерева.

 

Искусство богородцев всегда отличалось глубоким, своеобразно выражаемым реализмом, неподдельной живостью образов, непосредственностью и мягкостью воспроизведения действительности. Пахари, солдаты, охотники, купцы, монахи, торговцы - это дошедшие до нашего времени яркие типы их современников.

 

Пластичность,чувство формы, изысканность силуэта в произведениях богородских резчиков сочетаются с обобщенностью форм, хранящих свежую и простую красоту народного творчества. В полной мере присущи богородцам чувство материала, понимание фактуры дерева.

 

Возьмем ли мы наиболее ранние из сохранившихся произведений богородцев начала и середины XIX века - пахарей, барынь, гусаров - или лучшие изделия второй половины XIX века, мы увидим, что они созданы простыми, но выразительными художественными приемами, говорящими о том, что богородцы создали устойчивый, своеобразный стиль, позволяющий характеризовать их творчество в целом как одно из крупнейших явлений русского народного искусства.

 

Богородская игрушка 2Среди богородских резчиков середины XIX века выделились такие выдающиеся мастера, память о которых сохранилась до наших дней. Богородцы до сих пор помнят имена С.Шурыгина, П.Устратова. С именем одного их лучших мастеров своего времени А.Чушкина связана организация артели в 1912 году.

 

В начале XX века промысел пережил период упадка. Он вновь расцветает в советскую эпоху. В 30-х годах выдвигаются мастера И.Стулов, Ф. и А.Балаевы, Ф. и Н.Ерошкины, А. и М.Пронины. Они продолжают создавать забавные, веселые игрушки - мишек, белок, птиц, снабженных незатейливыми механизмами. Но наряду с этим в старые формы их традиционной условной манеры вошло новое содержание. Это - произведения на темы гражданской войны, Великой Отечественной войны, завоевания космоса гением человека. Вместе с талантливыми мастерами старшего поколения, как, например, В.Зининым, И.Максимовым, Н.Левиным, над воплощением этих тем работают молодые мастера Н.Бадаев ("Полет на Марс"), М.Барашков ("Медведь фотографирует луну"), Н.Максимов ("Гусары на разводе" - к юбилею бородинского сражения).

 

В этих игрушках мастера проявили много выдумки, хорошо продумали движение, оживляющее игрушки.

 

1963 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |