Декоративно-прикладное искусство

Произведения ма­лой пластики Тобольска

Юный оленеводВ отличие от чукотской скульптуры произведения ма­лой пластики Тобольска чаще связаны с изображением че­ловека. Еще в дореволюционной скульптуре тобольских мастеров можно видеть большой интерес к жанровым ком­позициям, в которых человек был главным действующим лицом. Показ его в той или иной жизненной ситуации сопровождался точной социальной характеристикой и признаками национальной принадлежности. Это качество стало традиционным. И в современных работах тоболь­ских мастеров сохранилось стремление дать развернутую социальную и психологическую характеристику образа. Резчики всегда выполняли работы с большой тщатель­ностью, старались показать многое в маленькой скуль­птуре рыбака или охотника. Однако это приводило к из­лишней натуралистичности в изображении человека, де­лало скульптуру мало убедительной. Не хватало главно­го — декоративности, того качества, которое привлекает внимание зрителя и помогает эмоциональному восприя­тию логического, содержательного момента в скульптуре.

Читать полностью
 
Чукотско-эскимосская скульптура из кости

Скульптура из кости — еще одна линия развития де­коративной пластики в современном народном искусстве. Во многих случаях довольно миниатюрная (из-за разме­ров куска кости) отдельная фигурка или небольшая мно­гофигурная композиция не обладают той броской заметностью, которая есть в цветном с прожилками камне или в расписной керамике. Зато есть в маленьком кусочке кос­ти, бережно обработанном, превращенном в нерпочку или олененка, какая-то особая привлекательность. Тщательно отполированная, лаконичная в самой резьбе костяная скульптура оставляет приятное впечатление. Оно возника­ет уже при зрительном восприятии. Когда же скульптура попадает в руки, это ощущение усиливается. В тяжести материала чувствуется его значительность, наполненность, а идеально гладкая поверхность красноречиво говорит о мастерстве художника, работавшего над ним.

Читать полностью
 
Народ­ная скульптура из камня

Дондук Х. Камень 1967 г.Особыми художественными качествами обладает народ­ная скульптура из камня. Иной материал — иные выразительные средства. Если с глиной можно работать «шу­тя», то для обработки камня нужны большие чисто физи­ческие усилия. В работе надо быть точным — испорченного не переделать.

 

Профессиональная серьезность отношения к делу, к материалу видна в работах мастеров резьбы по камню из Тувинской АССР. Используя разный по цвету и рисунку камень — агальматолит — мастера воплощают в скульптуре животный мир родного края. Фигуры буйволов, степных козлов, ланей зафиксированы в характерных выразитель­ных позах. Движения их несложны, постановка фигуры убедительна. Решенные в монолитном блоке или крепко поставленные на небольшую каменную площадку изобра­жения животных дают нам представление о том мире сте­пей, где человек и природа нераздельно слиты.

Читать полностью
 
Народная скульп­тура-игрушка

Дымковская ирушкаОригинальна и по-своему неповторима скульп­тура-игрушка мастериц Дымковской слободы Кировской области. Впрочем, она уже в XIX в. становится декоратив­ной скульптурой. Играли в нее и дети, но чаще всего ею любовались взрослые, поставив яркую нарядную фигурку на комод или на полку для украшения жилища. В наши дни эта функция стала главной. Содержательнее стано­вится композиция скульптуры, ее тематика связывается с современной действительностью, нередко увеличивается размер.

 

Отдельные фигуры человека или животного, незамыс­ловатые групповые сцены изображаются в дымковской скульптуре просто, бесхитростно. Учитывая особенности материала, мягкость и хрупкость глины, мастерица созда­ет прочное основание лепной фигурке. Так, у конька или оленя появляются толстые ноги, а опорой женской фигуры становится юбка-колокол. Не более сложно разрабатыва­ются и остальные части скульптуры. Во всем главенствует масса, а не деталь.

Читать полностью
 
Глиняные балхарские скульптуры

Глина, как наиболее простой по добыче и несложный по обработке материал, всегда была в ходу у мастеров народного искусства. Может быть поэтому керамические изделия так широко распространены и в наши дни. И не по этой ли причине керамическая скульптура более дру­гих сохраняет древние (почти архаические) корни в изображениях и в самой трактовке пластической формы.

Читать полностью
 
Современная народная скульптура

Художественная ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства настолько очевидна п бесспорна, что не требует особых доказательств и объяс­нений. В красочном ковре и керамической тарелке, в рез­ном деревянном ковше и медночеканном сосуде красота выступает как естественное качество этих вещей. Потому так органично входят они в современный жилой и общест­венный интерьер, наполняя его человеческой теплотой и праздничностью.

Читать полностью
 

<< Начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |