Декоративно-прикладное искусство

Скульптура Пабло Пикассо

Большая птица 1961Как и многие выдающиеся мастера XX века (Матисс, Брак, Леже, Модильяни, Джакометти, Эрнст и другие), Пикассо был художником-универсалом. Его творче­ское наследие включает живопись, скульптуру, рисунки, керамику, гравюры, мону­ментальные и театральные работы. В скульптуре он выступал как первооткрыватель не менее активно, чем в живописи. Насчитывается несколько периодов в его биогра­фии, когда он почти полностью отдавался созданию трехмерных произведений, к которым принадлежат и «чистая» скульптура, и декоративная керамика, и прост­ранственные композиции.

 

Впервые Пикассо обратился к скульптуре в 1901 году, находясь в Барселоне. К са­мым ранним его работам относятся маленький этюд «Сидящая женщина» (1901, бронза), а также две известные бронзовые маски 1903 года: «Слепой певец» и «Пи­кадор со сломанным носом». Затем, уже в Париже в 1905 году, были вылеплены «Шут», «Женская голова (Фернанда)», «Алиса Дерен», «Женщина, расчесывающая волосы». Все эти работы, переведенные в бронзу, не порывают с традициями Родена, а по мировосприятию и эмоциональному настрою близки картинам «голубого пе­риода».

Читать полностью
 
Народная живопись на стекле и гравюра на дереве Румынии

Икона на стеклеПо сравнению с другими видами народного искусства живопись получила несколько меньшее развитие. Все же заслуживает внимания стенная живопись религиозного содержания, особенно в феодальную эпоху, покрывавшая изнутри стены старинных деревянных церквей или наружные стены маленьких сельских церквей, построенных сельскими мастерами XVIII века. Она характеризуется особой непосредственностью, своеобразностью и реализмом трактовки и часто отражает сцены из народной жизни.

 

Наиболее интересными образцами народной живописи являются иконы, писанные по дереву и особенно по стеклу. Живопись по стеклу получила большое распространение в Трансильвании, особенно в Клужской области.

 

Сельские мастера живописи и монахи писали на оборотной стороне стекла, употребляя минеральные и реже растительные краски, придающие живописи блеск глазури.

Читать полностью
 
Народная керамика Румынии

Румынская керамикаКерамика — один из наиболее важных видов народного искусства как по своему значению в крестьянском быту, так и по богатству форм и разнообразию орнамента и служит для украшения интерьера. В Румынии гончарное производство уходит корнями в глубокую древность; еще в эпоху неолита, благодаря своей художественной ценности и богатству, оно было весьма важным проявлением культуры.

 

Керамикой занимаются крестьяне многочисленных районов Румынии, богатых глиной. В настоящее время наши гончары работают в кустарных мастерских или же в мастерских промысловой кооперации. Как общее правило, керамические изделия работаются на гончарном круге. Обработанные на круге горшки украшаются различной орнаментацией и покрываются глазурью. Они обжигаются в специальных обжигальных печах. Глиняная обиходная посуда обычно не покрывается глазурью.

 

Читать полностью
 
Писанки Украины

Украинская писанкаОдним из интереснейших видов украинской народной живописи является писанка. Своим происхождением она обязана старинным народ­ным обрядам, посвященным весеннему пробуж­дению природы и началу сельскохозяйственных работ. В орнаменте писанки можно найти следы архаических элементов, символизирующих изо­бражение животворного солнца. Но как бы ни были архаичны элементы орнамента писанок, его нельзя рассматривать только как искусство прош­лого. По писанкам можно проследить очень сложный, длительный и исключительно интерес­ный путь развития украинского народного орна­мента.

 

Современный тип писанки, в отношении ее тех­нического исполнения, сформировался не сразу. Ему предшествовала «крашанка» — яйцо, покра­шенное в один цвет. Потом появилась «крапан- ка», техника исполнения которой заключается в том, что вначале яйцо опускают в одну какую- либо краску, а потом на него наносят крапинки горячего воска. Когда воск застывает, яйцо кла­дут в другую, более темную краску, а после этого опускают в горячую воду, отчего воск схо­дит с яйца. Так получается «крапанка», весь декор которой состоит из разноцветных пятны­шек разного размера и формы, разбросанных по цветному фону.

Читать полностью
 
Украинская роспись по дереву

Коробочка туалетнаяУкраинская народная декоративная живопись в дореволюционный период развивалась в виде росписей круглой деревянной скульптуры, мебе­ли, деревянных предметов домашнего обихода, настенных росписей жилищ и надворных хозяй­ственных построек, а также писанок. Судьба каж­дого из этих видов народной декоративной жи­вописи далеко не одинакова.

 

До нашего времени сохранилось немало де­ревянных фигур, украшавших почти до конца XVIII в. церковные иконостасы. Во многих мест­ностях, особенно по селам, такие фигуры раскра­шивались масляными красками. Росписи эти ис­чезли в начале прошлого века, когда Синод по­становил изъять из церквей все скульптурные изображения святых, видя в них проявление влияния католицизма на православную церковь.

 

Однако раскрашенные деревянные скульптуры продолжали оставаться в народном быту и в XIX в. в виде резных ульев, изображавших Зосиму и Савватия — покровителей пчеловодства. Они были чуть ли не обязательными для пасек в северной и средней полосе Украины. В южной, степной части Украины встречались ульи-долбанки в виде головы казака с чубом или целой сидящей фигуры. Кроме раскрашенных ульев - скульптур, в это время имели распространение ульи с нарисованными на них разными картин­ками. Среди них можно было встретить изобра­жения Железняка и Гонты верхом на конях и с копьями в руках, а также Адама и Евы в раю, звонаря за работой, петуха, ведущего за собой цыплят, и др.

Читать полностью
 
Искусство резьбы по кости и дере­ву

Искусство холмогорского промысла, сосредоточенного ныне в селе Ломоносово, широко известно кружевной ажур­ной резьбой и цветной гравюрой на кости. Этим художест­венно-техническим приемам мастера отдают предпочтение и сейчас. Но тяга к самостоятельной объемной скульптуре (основа ее — в прекрасном знании рельефа) наблюдалась у резчиков еще в XIX веке. И теперь интерес к миниа­тюрной пластике не исчезает.

Читать полностью
 

<< Начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |