Зимний дворец

зимний дворецРусская архитектура середины XVIII столетия характеризуется высокими творческими достижениями. Созданные в 40 — 50-х годах в Москве, Петербурге и его окрестностях дворцовые ансамбли свидетельствуют о мощном расцвете архитектурного гения русского народа.

 

Царский двор и петербургская знать, для которых в то время создавали наиболее значительные сооружения, требовали пышности, декоративного богатства и внешнего блеска архитектуры. Сочетание лепки, резьбы, позолоты, росписи, скульптуры, а также окраска фасадов в яркие цвета придавали удивительно богатый и нарядный вид возводимым зданиям. Такой архитектурный стиль называют барокко.

 

Видную роль в строительстве тех лет играл В. В. Растрелли, приехавший в Россию еще в петровское время 16-летним мальчиком со своим отцом, знаменитым скульптором К. Растрелли.

 

Творчество В. В. Растрелли развивалось под влиянием русской культуры и зодчества. Человек высокого дарования и творческого размаха, он создал Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе, Смольный монастырь в Петербурге и целый ряд других грандиозных ансамблей и архитектурных сооружений. Работал Растрелли не один: он возглавлял группу русских строителей, проектировщиков, декораторов, талантами которых всегда восхищался.

 

Одним из лучших произведений В. Растрелли был Зимний дворец в Петербурге. Дворец этот — не первая зимняя царская резиденция в столице, а пятая.

 

Первый Зимний дом Петра I — скромное двухэтажное здание с высоким крыльцом и черепичной крышей —построили в 1711 году на берегу специально прорытого канала, соединившего Мойку с Невой. Канал существует и поныне под названием Зимняя канавка.

 

Через 10 лет, в 1721 году, у той же канавки по проекту архитектора Моттарнови возвели второй Зимний дворец, несколько больший, чем первый. Он стоял на том месте, где сейчас Эрмитажный театр. Здесь в январе 1725 года умер Петр I.

 

В 1727 году архитектор Доменико Трезини, расширив здание и придав ему нарядный вид, создал третий Зимний дворец.

 

Императрице Анне Иоанновне этот дворец показался чересчур скромным, и она в 1730 году после коронации поселилась в доме адмирала Апраксина, недалеко от современного Дворцового моста. Через 5 лет дом Апраксина перестроил тогда еще молодой архитектор В. Растрелли. Так был создан четвертый Зимний.

 

Пятый по счету, который стоит и сейчас, заложили на месте четвертого в 1755 году. Дело в том, что старая постройка не удовлетворяла требовательного архитектора, и он доказал императрице Елизавете Петровне необходимость строить новый Зимний дворец.

 

Величием и блеском новой царской резиденции Растрелли стремился выразить мощь русского государства, взлет национальной культуры русского народа. "Зимний дворец строится для единой славы всероссийской", — писал он.

 

На строительство дворца были согнаны со всех концов России несколько тысяч лучших мастеров разных профессий. То были каменщики, плотники, штукатуры, лепщики, резчики, позолотчики, живописцы. Для этой же цели было командировано три тысячи солдат.

 

Большинство рабочих селилось в шалашах и хижинах на лугу перед дворцом. Люди работали от зари до поздней ночи, а получали за свой труд такую ничтожную плату, что часто при расчетах, за вычетом денег, взятых на еду, получать ничего не приходилось. Многие каменщики после работы ходили по миру, прося милостыню, почти умирая с голоду. На постройку Зимнего дворца было израсходовано до двух с половиной миллионов рублей — сумма по тому времени огромная. Ее собирали с народа путем повышения налога на соль — продукт первой необходимости, а также за счет государственных сборов за вино.

 

К 1762 году работы по строительству дворца были почти закончены, и в апреле во дворец въехал новый царь Петр III.

 

Еще за несколько дней до его переезда луг перед дворцом был так загроможден развалившимися лачугами, кирпичом, бревнами, досками, что подъехать к нему было невозможно. Тогда генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга разрешил столичной бедноте взять себе остатки строительного материала. К концу дня все было унесено до последней щепки. Перед дворцом расстилалась огромная площадь, в глубине которой возвышалось сильно вытянутое по фасаду здание дворца. В плане оно представляло собой прямоугольник с выступами по углам и несколькими внутренними дворами. О размерах этого дворца могут дать представление следующие цифры: длина его равна почти 200 м, ширина 160 м, высота 22 м, протяженность карниза, окаймляющего здание, — почти двум километрам. Создание Зимнего дворца сыграло большую роль в дальнейшем оформлении архитектурного ансамбля центра столицы, а длина фасада предопределила размеры будущей Дворцовой площади.

 

Взгляните на здание со стороны площади. Обилие лепки и скульптуры делает его необычайно нарядным.

 

На зеленом фоне стен красиво выделяются два яруса белых колонн.

 

В центре фасад прорезан тремя арками, за ними — парадный двор. В XVIII веке арки закрывались резными деревянными воротами, которые широко распахивались в те дни, когда во дворец на торжественные церемонии собиралась петербургская знать. Золоченые кареты медленно въезжали на парадный двор и останавливались у среднего подъезда, против въездных арок. В те годы двор был выложен булыжником.

 

Иначе выглядит боковой фасад дворца со стороны Адмиралтейства. Он гораздо короче, чем фасад, обращенный к площади, и кажется еще меньше оттого, что Растрелли разбил его на три части, выдвинув вперед два боковых крыла.

 

Большая часть колонн этого фасада как бы "сбежалась" к центру, к парадному подъезду. Над подъездом — щит для вензеля, так называемый картуш, обрамленный причудливыми завитками. Над окнами — большие пышные маски. Выше — фронтон, украшенный пушками, знаменами и увенчанный двумя сидящими фигурами. Все это сразу притягивает взгляд к середине фасада, к подъезду.

 

Теперь посмотрим на дворец со стороны Невы. Перед нами вновь фасад такой громадной длины, что на близком расстоянии его трудно охватить одним взглядом. В центре — выступающая колоннада подъезда; ныне здесь главный вход в музей.

 

Медленно проходя вдоль дворца, мы с каждым шагом обогащаемся все новыми и новыми впечатлениями. Стройные белые колонны, расположенные вначале поодиночке, затем соединяются попарно. А как разнообразны скульптурные украшения на стенах: головки амуров, маски, листья фантастических растений... В солнечный день пышная отделка фасада дворца как бы оживает благодаря игре света и тени на выступах и впадинах. И все это великолепие создано по рисункам архитектора В. В. Растрелли талантливыми безымянными русскими мастерами.

 

На крыше здания расставлено более ста скульптур. Среди них Геракл с львиной шкурой, воины, нимфы, богини, а на фронтоне у Главного подъезда — полулежащие фигуры бога огня и кузнечного дела Вулкана и бога морей Нептуна. Придавая зданию еще большую парадность, фигуры как бы смягчают однообразие горизонтальной линии крыши. В XVIII веке статуи и вазы были высечены из камня. В конце прошлого столетия сильно обветшавшую каменную скульптуру заменили металлической.

 

Зимний дворец соперничал с лучшими дворцами Европы не только богатством своей архитектуры, но и роскошью внутреннего убранства. Блеск парадных залов привлекал сюда на балы и маскарады русскую и иностранную знать.

 

Петр III прожил во дворце недолго. Летом 1762 года во время дворцового переворота он был лишен власти и затем убит. Хозяйкой Зимнего дворца стала императрица Екатерина II.

 

Стремясь не отстать от монархов Западной Европы, русская царица устроила в нескольких комнатах дворца свое, "место уединения", присвоив этим апартаментам название Эрмитажа. Русским послам при иностранных дворах и специальным агентам было поручено собирать для Эрмитажа лучшие произведения искусства.

 

 Л. В. Антонова

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |