Пожар Зимнем дворце

В первой половине XIX века произошла катастрофа, едва не уничтожившая бесценные сокровища Эрмитажа: 17 декабря 1837 года в Зимнем дворце вспыхнул пожар.

 

На борьбу с огнем немедленно бросили пожарные команды города и воинские части. Но пламя стремительно бежало по высохшим деревянным перекрытиям.

 

Тогда было приказано выносить из дворца на площадь скульптуру, картины, мебель, посуду — все, чем славился дворец. Вскоре у Александровской колонны выросли горы вещей.

 

Огонь, раздуваемый ветром, уже перекидывался на Эрмитаж. Для того, чтобы спасти музей, солдаты заложили кирпичом переходы, дверные проемы и окна, обращенные к дворцу. Крышу и стены Ламотова павильона непрерывно поливали водой.

 

Эрмитаж удалось спасти, но от Зимнего дворца на третий день, пожара остался только один гигантский каменный остов с черными обгорелыми колоннами, подъездами, и закопченными статуями. Огонь уничтожил все, что только могло гореть. Убытки, нанесенные этим бедствием, исчислялись в огромных денежных суммах.

 

Через несколько дней была создана комиссия по восстановлению дворца. Группу архитекторов и художников возглавил В. П. Стасов — один из крупнейших представителей русского классицизма XIX века. В своем творчестве Стасов выражал идеи мужества, героизма и величия русского народа. Суровым величием дышат его Павловские казармы на Марсовом поле, Московские ворота на Московском проспекте и другие сооружения, построенные в Петербурге и пригородах столицы. Много создано Стасовым для Москвы и других русских городов.

 

В годы восстановления Зимнего дворца архитектору было уже 70 лет. Трудная задача стояла перед ним. Зодчему надо было восстановить здание, созданное в чуждом ему стиле барокко, и в то же время приблизить его художественный облик к требованиям времени. Стасов блестяще справился со своей задачей. Фасады Зимнего дворца он восстановил в их первоначальном виде, отделку парадных залов творчески переработал.

 

Благодаря таланту и энергии строителей через год с небольшим растреллиевский дворец был полностью восстановлен. Техническое совершенство и безупречное мастерство вызвали восхищение иностранных послов и придворной знати, приглашенных на торжество, связанное с открытием Зимнего дворца. Гости любовались величественными фасадами дворца, анфиладой пышных залов, сверкавших мрамором и позолотой. Но скольких человеческих жизней стоило восстановление этого прекрасного здания!

 

Французский путешественник маркиз де Кюстин, находившийся в это время в Петербурге, издал по возвращении в Париж книгу "Россия в 1839 году", в которой писал о восстановлении Зимнего дворца: "Чтобы работа была закопчена к сроку, назначенному императором, понадобились неслыханные усилия... Во время холодов от 25 до 30° шесть тысяч неизвестных мучеников... были заключены в залах, натопленных до 30°, для скорейшей просушки стен... Несчастные, входя и выходя из этого жилища великолепия и удовольствия, испытывали разницу в температуре от 50 до 60°... те, которые красили внутри самих натопленных зал, были принуждены надевать на головы нечто вроде шапки со льдом, чтобы иметь возможность сохранить свои чувства в той жгучей температуре. . . Жизни скольких людей стоил дворец".

 

Николай I запретил распространять в России книгу Кюстина.

 

Л. В. Антонова

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |