Перестройка мавзолея.

Временный мавзолей. Перспектива. Проект. 1924 В плане это сооружение представляло собой квадрат, к которому с двух сторон примыкали Г-образные пристройки лестниц. Правая лестница вела в склеп — зал кубической формы, в центре которого на возвышении был установлен саркофаг с телом В. И. Ленина. Другая лестница была расположена симметрично.


Войдя в склеп, посетитель обходил саркофаг с трех сторон и поднимался к выходу. Простота организации движения обеспечила пропуск значительного числа посетителей. Конструкция сооружения — деревянный каркас, обшитый досками. Лестницы — холодные, а центральный зал утеплен двойной обшивкой досками с засыпкой опилками.


Интерьер мавзолея — лестницы и траурный зал — был оформлен по рисункам художника Нивинского. Стены были обиты красной материей с черными полосами в виде пилястр. Потолок траурного зала был оформлен также красной и черной материей, собранной в складки, идущие к центру, в котором были изображены серп и молот. Траурный зал освещался двумя люстрами, висевшими в центре над застекленным саркофагом.


Через два месяца доступ в мавзолей был прекращен, чтобы провести новое бальзамирование. Правительственной комиссией 25 марта было опубликовано следующее сообщение: «После смерти В. И. Ульянова (Ленина) тело его было подвергнуто бальзамированию обычным способом, имевшим целью временное его сохранение. В настоящее время, идя навстречу желаниям широких масс Союза ССР и других стран — видеть облик покойного вождя, комиссия по похоронам В. И. Ульянова (Ленина) решила принять меры, имеющиеся в распоряжении современной науки, для возможно длительного сохранения тела».


Назначенная по указанию И. В. Сталина комиссия ученых под руководством профессоров В. П. Воробьева и Б. И. Збарского приступила к работе в самом склепе мавзолея. Председателем комиссии по увековечению памяти В. И. Ленина был Ф. Э. Дзержинский. Л. Б. Красину комиссией было поручено ока- зывать содействие в работе группе ученых по бальзамированию, а также организовать дальнейшее усовершенствование склепа и перестройку мавзолея.


В связи с этим А. В. Щусев получил новое правительственное задание: перестроить мавзолей в том же материале, придав ему монументальную архитектурно-художественную форму.


Задача была чрезвычайно трудной. Требовалось на Красной площади, среди могучих каменных сооружений, создать временное архитектурное произведение из дерева — произведение, посвященное величайшему вождю, имя которого бессмертно, так, чтобы это сооружение стало не только неотъемлемым, но и главным архитектурным элементом ансамбля.


Поэтому даже построенный во временных строительных материалах мавзолей должен был явиться монументальным произведением социалистического зодчества.


А. В. Щусев решил эту задачу, сохранив принятую им раньше ступенчатую композицию простых, лаконичных архитектурных форм, увеличив размеры мавзолея и внеся ряд усовершенствований (портик, трибуны). Разработанный им эскизный проект мавзолея и трибун был утвержден руководителями партии и правительства. Автор после разработки технических и детальных чертежей приступил к организации строительных работ. В течение двух месяцев шло интенсивное строительство . Качество работ было на высоком техническом и художественном уровне.


Перестройка мавзолея была окончена в конце мая. Сооружение обнесли железной оградой. За ней были разбиты клумбы с цветами. Крыши уступов мавзолея были покрыты медью. Конструкция и планировка временного деревянного мавзолея остались без изменений, но художественный образ сооружения приобрел черты большей монументальности, совершенства и величия.


В течение всего этого времени продолжалась работа по бальзамированию. К началу августа 1924 года правительственная комиссия ЦИК СССР приняла оконченное сооружение, и мавзолей Ленина был вновь открыт для посещения широкими массами.


Н. Н. Стоянов 1950 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |