Киевский Париж

В начале XX века киевским Парижем горожане назвали первый "небоскреб" - шестиэтажный доходный дом Гинзбурга, который был построен на тогдашней Николаевской улице (в наше время - улица архитектора Городецкого). Со временем всю Николаевскую улицу стали называть Парижем.

 

Киевский архитектор Георгий Шлейфер был отцом маленького Парижа. Благодаря ему, на рубеже XIX и XX веков в тихом патриархальном Киеве начался "строительный бум". Георгий Шлейфер потомственный архитектор. Его отец занимал должность архитектора Киевского учебного округа долгое время. Сам Г. Шлейфер стал депутатом городской думы в 28 лет, это позволило ему участвовать во всех делах, которые касались застройки и развития тогдашнего Киева. Он основал и возглавил Городской кредитный союз, благодаря которому начался первый строительный бум в древней столице Украины.

 

Очень быстро росли новые дома в центральной части. Застройка усадьбы профессора Меринга стала одним из крупных коммерческо-строительных проектов в то время. Усадьба занимала десять десятин земли между Крещатиком и Липками, на них размещались лес, сад, дома и вспомогательные постройки, большое количество оврагов и озеро. Проектированием и возведением домов в этом районе занимался лично Шлейфер. К 1897 г. стал проступать облик Николаевской улицы. Эта улица была застроена до половины многоэтажными, изысканной архитектуры доходными домами. Г. Шлейфер в тандеме с коллегой Э. Брадтманом (талантливый архитектор), на левой стороне улицы построил несколько общественных зданий, которые на долгое время стали достопримечательностью Киева.


Величественный четырехэтажный корпус гостиницы "Континенталь" построили первым среди общественных зданий на Николаевской улице. В ее первоначальном облике были удачно соединены разные архитектурные стили от античных кариатид, выполненных в стиле барокко до ренессансных кронштейнов карниза. После войны, практически из руин, здание бывшей гостиницы было восстановлено (оно потеряло архитектурную пышность своего фасада) и в нем была размещена консерватория (в наше время - Национальная музыкальная академия Украины им. Чайковского).


В 1898 году архитекторы построили здание для театра Соловцова (в наше время - театр им. И. Франко) в самом центре бывшей усадьбы. Через несколько лет на Николаевской улице появилось двухэтажное здание под стеклянным куполом, оно было предназначено для выступления наездников, поэтому и название: "Гиппо-палас", т. е. конный дворец. Позже в этом здание будет цирк Крутикова, на тот момент самый большой цирк в Европе. Здание цирка выглядело снаружи воздушным и легким благодаря изящным ажурным окнам и оригинальному декору.


Однако самым удачным творением Э. Брадтмана и Г. Шлейфера стал знаменитый дом Гинзбурга. Начали его строить весной 1900 года на территории усадьбы, которая была собственностью коммерсанта Льва Гинзбурга. В Киеве это был первый шестиэтажный дом. Сквозные застекленные проемы были в первых двух этажах, они предназначались под магазины. Фасад здания украшали химеры, скульптуры античных богов и лепнина в стиле ренессанс. Это здание (в более упрощенном виде) и в наше время - украшение Киева.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |