"Канцелярии каменных дел архитекторного дела ученик"

Только в начале 18 века появляются более подробные сведения о зодчих. Но и тут надо критически подходить к терминам.


В суздальской описи 1711 г. значится "канцелярии каменных дел Архитекторного дела ученик Илия Артемиев сын Киприановых 43 лет". Этот архитектор одновременно был и художником-иконописцем. Так, в 1730 г. он подписал образ своей работы для Ризположенского монастыря ("Обрах укрестование Господа нашего Иисуса Христа").


Илья Артемиев сын Киприановых известен и как первый исследователь древних построек Суздаля. На его свидетельства ссылается суздальский летописец 18 века Анания Федоров. Первый суздальский архитектор, увенчанный громким званием "Архитекторного дела ученик", интересовался остатками княжеских теремов, местоположением родников, когда-то питавших водою рвы, но иссякших к середине 18 века, и остатками древних оборонительных сооружений.


Начало деятельности Ильи Артемиева сына Киприановых падает на период расцвета суздальского зодчества при митрополите Иларионе, которого по строительному рвению можно сравнивать с Ионой Ростовским.


Будучи другом и родственником Симона Ушакова и кумом царя Федора Алексеевича, Иларион долгое время пробыл в Москве. После назначения в Суздаль он мог позаботиться о том, чтобы послать в ученье в Москву сына суздальского приходского священника. Сам Иларион всю жизнь занимался строительством, сначала во Флорищевой пустыни, где он лично руководил постройкой собора по образцу Покровского храма в царской усадьбе Измайлове, а затем в Суздале, где при нем была выстроена огромная Крестовая палата, своим величием не уступающая Патриаршим палатам Московского Кремля.


Вот скупые сведения о суздальском зодчем: "1711 года августа в день по указу великаго Государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малые россии самодержца и по пунктам из канцелярии московския Губернии за приписью дьяка Данила Новикова в Суздале в приказной избе Владимирския Правинции перед обер камендантом Данилой Михайловичем Татищевым Канцелярии Каменных дел Архитектурнаго дела ученик Илиа Артемиев сын Киприановых сказал двор уменя в Суздале в воскресенском Приходе на посадской тяглой земле. Матерь у меня вдова Евдокия Федорова дочь Суздаля посаду воскресенскаго священника Артемия жена отроду ей шестьдесят девять лет. Мне отроду сорок три года вдов и детей нет и сестра у меня вдова Москвитина Посадского человека Артема Рукавкина жена Агрипина Артемиева дочь отроду ей тридцать два лета Сын у нея Федор тринадцати лет дочь у нея Минодора шести лет. Да у меня же живет сиротина бога ради у которое нет ни отца ни матери вотчины Суздальского Архиерейскаго дому из Красного села Христина Евдокимова дочь отроду ей двадцать четыре лета а кроме того в доме моем крепостных и не крепостных людей никого нет. А буде я сказал ложно или кого имены утаил и за ложную бы сказку указал великий Государь учинить по своему великаго Государя указу и по пунктам что написано в тридцать пятой и в тридцать осьмой и в тридцать девятой статье тож без всякаго милосердия и пощады и сказку писал я Илия Артемиев сын Киприановых своею рукою и руку приложил".


Архивный документ сохранил почерк зодчего и его подпись. Сохранились в Суздальском музее и подписанные иконы его руки. Остается определить, какие из многочисленных построек в Суздале той поры могли принадлежать зодчему, родившемуся в 1668 г. и дожившему до 1743 года. Эта увлекательная задача еще ждет исследователей. Однако можно предположить, что все строительство, по крайней мере с 1711 года, а вернее всего, и раньше, так как в 1711 г. Илье Артемиеву сыну Киприановых было уже 43 года, велось при его участии.


В 1700 году ему было 32 года. Стало быть, постройкой Троицкой церкви и шатровых ворот в Ризположенском монастыре уже мог руководить "архитекторного дела ученик".


Е. М. Караваева.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |