Иван Петрович Кулибин

Иван Петрович Кулибин — замечательный русский ученый-самоучка, «механикус» Российской академии наук. Родился Кулибин в Нижнем-Новгороде, в семье бедного торговца в апреле 1735 года. Образование, полученное им в детстве, свелось всего лишь к обучению грамоте у местного дьячка.

 

На протяжении своей жизни, прожитой в непрестанном творческом труде и законченной в жестокой бедности, Кулибин создал большое число сложнейших механизмов и проектов, которые показывают, что по пониманию сущности работы и теории расчета, он на много лет опередил своих современников.

 

Архитекторам и строителям интересно вспомнить смелый проект деревянного одноарочного моста через Неву, предложенный Кулибиным в 70-х годах XVIII века. Этот мост, пролетом в 300 м, отличался от всех своих предшественников не только огромным размером; изящество кривой его арки сочеталось с удивительной четкостью конструктивной схемы. Проект был совершенно реальным. Кулибин рассчитал мост с помощью предложенных им «веревочных опытов», которые в то время еще не были сформулированы в механике. В конструкцию моста он ввел фермы с перекрестной решеткой и построил модель. Вот что писали «Санкт-Петербургские ведомости» от 10 февраля 1777 г.:

«Сей отменный художник, коего природа произвела с сильным воображением, соединенным с справедливостью ума и весьма последовательным рассуждением, был изобретатель и исполнитель модели деревянного моста, каков может быть построен на 140 саженях, то есть на широте Невы в том месте, где обыкновенно через оную мост наводится. Сия модель, сделанная на 14 саженях, следственно содержащая в себе десятую часть предызображаемого моста, была освидетельствована Санкт-Петербургскою академией наук... и, к неожиданному удовольствию Академии, найдена совершенно и доказательно верною для произведения оной в настоящем размере».

 

Несмотря на то, что мост не был построен из-за отсутствия ассигнований, влияние этого проекта на последующее развитие строительства — несомненно.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |