Харьковский Госпром

Строительство ГоспромаДом государственной промышленности — Госпром — первое высотное железобетонное здание в СССР.

 

В ту пору Харьков — бывший губернский город — был столицей Советской Украины, политическим, хозяйственным и административным центром 28-миллионной республики.

 

 

 21 марта 1925 г. Украинский Экономический Совет согласился с соображениями ВСНХ УССР и принял решение построить Дом государственной промышленности в Харькове.

 

Такое грандиозное строительство по тому времени, за 4 года до первой пятилетки, казалось просто фантастическим. Весной 1925 г. был объявлен Всесоюзный конкурс. На конкурс поступило 22 проекта, в том числе один из Нью-Йорка. Первая премия была присуждена ленинградским архитекторам-художникам С. Серафимову, С. Кравецу и М. Фельгеру.

 

Начальник строительства Госпрома П РотертНесмотря на послевоенную разруху в стране и техническую отсталость, начал вырастать гигант, первое высотное железобетонное здание. Начальником строительства был назначен видный инженер-строитель профессор П. П. Ротерт, На должность главного архитектора и заведующего конструкторским бюро был приглашен один из авторов проекта С. Кравец. Производителями работ и начальниками участков работали молодые инженеры и студенты последних курсов инженерно-строительного факультета Харьковского технологического института им. В. И. Ленина.

 

Летом 1926 г. строительство Госпрома посетил Ф. Э. Дзержинский. Это было в период затишья на строительстве, когда после возведения первого корпуса стройка была временно приостановлена. Феликс Эдмундович внимательно осмотрел стройку и предложил хозяйственным органам Украины возобновить работы. В августе 1926 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о финансировании строительства.

 

Архитектор С КравецТоржественная закладка фундамента главного корпуса состоялась 21 ноября 1926 г., что явилось настоящим праздником не только коллектива строителей, но и всех харьковчан. На строительство прибыли председатель ВУЦИКа Г. И. Петровский, председатель Совнаркома УССР тов. В. Я. Чубарь, представители ЦК КП(б)У, ВЦСПС, заводов и фабрик. Тов. Г. И. Петровский объявил о присвоении стройке имени Ф. Э. Дзержинского, затем прочитал выгравированный на серебряной доске акт закладки фундамента.

 

Г. И. Петровский и В. Я. Чубарь под звуки Интернационала опрокинули вагонетку с бетоном и лопатами сбросили бетон в колонну. Затем они вложили в свинцовый футляр серебряную доску с актом и опустили в бетон колонны.

 

В разгаре работ на строительстве Госпрома работало 5000 рабочих. Земляные работы проводились вручную. Коллектив инженерно-технических работников и рабочие этой стройки впоследствии перешли на строительство Днепростроя, а затем на строительство Московского метрополитена имени В. И. Ленина.

 

14-этажное здание Госпрома им. Ф. Э. Дзержинского состоит из девяти радиальных корпусов, сгруппированных в три массива, с двумя проездами между ними. Над каждым проездом сооружено по три мостовых перехода на уровне 3, 5 и 7-го этажей. Конструктивной основой здания является железобетонный каркас.

 

Вот несколько цифр, характеризующих масштаб здания.

 

Госпром копка котлованаОбъем 340 000 м3. Площадь перекрытий этажей 63 000 м2. Суммарная полезная площадь 50 000 м2. В здании Госпрома была построена первая в Советском Союзе плоская крыша. На строительстве Госпрома побывали А, Луначарский, В. Маяковский, А. Барбюс, М. Горький. А. Барбюс посвятил этому строительству статью под названием «Дом-гора».

 

Здание строилось в течение трех лет и было сдано в эксплуатацию в 1928 г. в день XI годовщины Октябрьской социалистической революции.

 

Харьковский Дом Госпрома чудом уцелел в годы Великой Отечественной войны. Немецко-фашистские захватчики, отходя под натиском частей Советской Армии, заминировали огромное сооружение, но не смогли взорвать. Его спас отважный советский человек, который вывел из строя подводку к минным зарядам. К сожалению фамилия его осталась неизвестной.

 

П. Межиборский, участник строительства Госпрома

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |