Геворг Барсегович Кочар

Есть люди, жизненный и творческий путь которых как бы в миниатюре отражает время и эпоху, в которой они живут и творят. Это легко определить, когда от них нас отделяют столетия, и трудно, очень трудно, когда они — наши современники.

 

К их числу принадлежит архитектор Геворг Барсегович Кочар...

 

Выпускник Высших художественно-технических мастерских, ученик академиков И. В. Жолтовского и А. В. Щусева, а также выдающихся советских зодчих братьев Весниных, сподвижник и друг К. С. Алабяна — Геворг Кочар по праву принадлежит к числу тех, с именем которых связаны первые шаги в застройке не только Еревана, но и городов Ленинакана, Кировака-на, Дилижана, многих рабочих поселков и сельских населенных мест Армении.

 

Г. Б. Кочар приехал в Ереван в 1929 г. С тех пор прошло сорок с лишним лет, столица Армении изменилась до неузнаваемости. Но и сегодня в числе лучших зданий города, во многом предопределивших его будущее лицо, мы видим сооружения 20—30-х годов, в проектировании которых принимали участие К. С. Алабян, Г. Б. Кочар, М. Д. Мазманян, С. А. Сафарян и другие зодчие, с первых же шагов своей творческой деятельности активно включившиеся в трудную и благородную работу по созданию основ новой армянской архитектуры и разработки путей ее дальнейшего развития.

 

Архитектура универсального магазина в Ереване, сооруженного в 1936 г. по проекту А. Агороняна, Г. Кочара, О. Маркаряна и М. Мазманяна, явилась наглядной иллюстрацией идей ее авторов, отстаивающих принципы единства функционального содержания с его объемно-пространственным решением. Как для Г. Кочара, так и для многих прогрессивно мыслящих архитекторов форма в архитектуре никогда не являлась самоцелью и именно это позволило им избежать в своем творчестве излишеств и идти по пути лаконизма, чистоты и ясности архитектурного мышления.

 

Те же прогрессивные идеи можно увидеть и в проекте жилого района для рабочих завода им. Кирова, выполненного в 1932 г. в содружестве с архитектором М. Мазманяном, в комплексе общежитий студентов зооветинститута, в проектах административного здания по улице Налбэндяна, Дома творчества писателей на озере Севан, дома отдыха в Дилижане, а также в конкурсном проекте Дворца Советов в Москве, выполненном Г. Кочаром совместно с К. Алабяном, А. Мордвиновым и В. Симбирцевым.

Более ярко выраженную новую современную трактовку национальные формы армянской архитектуры получили в здании кинотеатра «Москва», сооруженном в 1935 г. в соавторстве с архитектором Т. Ерканяном.

 

Параллельно с творческой деятельностью Г. Кочар вел в те ответственные для Армении годы и активную общественную работу, будучи председателм Оргкомитета, а с 1932 г.— председателем Союза архитекторов Армении. В 1933 г. он возглавил Государственный институт проектирования городов и гражданского строительства.

С 1937 по 1960 г. жизнь и деятельность Геворга Барсегоеича не были связаны с родной Арменией. В эти годы, работая на Крайнем Севере, Г. Кочар выполнил ряд крупных проектов.

 

Среди них — планировка Норильска (совместно с М. Мазманяном), генеральный план портового города Дудинка, драматический театр им. А. С. Пушкина в Красноярске, комплекс пионерских лагерей под Красноярском, многочисленные проекты промышленных, гражданских и других сооружений.

 

В 1955—1959 гг. Г, Б, Кочар руководил застройкой одного из крупнейших центров Сибири — Красноярска, являясь главным архитектором города. Именно на этом посту он был избран членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры СССР.

 

Творческая деятельность Г. Кочара в Армении с новой силой развернулась с 1960 г. За короткое время, будучи главным архитектором института Ереванпроект, он создал и осуществил в натуре около десяти проектов крупных общественных, административных и жилых зданий.

 

 

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |